Первый африканец на Тоомпеа (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дом коменданта в Таллинне, где жил Ганнибал.
Дом коменданта в Таллинне, где жил Ганнибал. Фото: Mihkel Maripuu / Postimees

25 января исполняется 275 лет со дня назначения Абрама Ганнибала обер-комендантом Ревеля. Генерал-майор Ганнибал службу нёс ревностно, ижненером был, что называется от бога, заступался за права - и без того скудные - местных эстонцев-землепашцев, и усиленно внедрял в официальную переписку с ревельскими немцами русский язык.  

Примечательно, что мемуары свои Ганнибал, по собственному признанию, писал на французском, с женой (прабабушкой Пушкина) общался по-немецки, в церкви пел на старославянском, с крепостными крохотной мызы Карьякюла общался по-эстонски. Помнил ли он язык африканского детства? Или забыл? Свидетельств сего история не сохранила.

Двух месяцев не прошло, как Елизавету Петровну гвардейцы-преображенцы провозгласили императрицей, как она назначает опального Абрама Петрова Ганнибала, давно пустившего корни в эстонскую землю, высшим военным начальником столицы Эстляндии генерал-майором и обер-комендантом Ревеля, т.е. главным воинским начальником ревельского гарнизона и крепости. По тем временам Ревель имел важнейшее стратегическое значение. Кто владел Ревелем, тот владел Петербургом.

Именно в Эстонии, в Ревеле, родилась и проживала «девица Шёберг», ставшая прабабкой великого русского поэта. Именно в Эстонии на втором этаже вышгородского комендантского дома родился дед поэта Осип Абрамович Ганнибал. Именно в Эстонии, сперва в Пярну, потом в деревенской глуши в Карьякюла, и, наконец, на Вышгороде прожил более двадцати лет славный прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал. Тот самый арап Петра Великого, вокруг личности, которого за триста лет выросло множество легенд и мифов, хотя историческая правда будет, пожалуй, куда занимательнее любых фантазий.

Достоверных сведений о происхождении чернокожего мальчика Ибрагима (Абрама) нет. Историки спорят на это счет, и будут продолжать спорить, то ли Ибрагим был сыном африканского князька из Абиссинии (Эритреи), то ли Чада. В любом случае, Ибрагим, а за несколько лет до этого и его старший брат, чье первое африканское имя нам неизвестно, были выкуплены в Константинополе по приказу Петра Первого. Старший из мальчиков, Алексей Петров особых способностей не выказал и стал обычным музыкантом в оркестре Преображенского полка. Младшего, самого способного, российский монарх приблизил к себе, сделав, как бы сказали впоследствии, царским камер-юнкером.

В культурных традициях эпохи барокко было принято держать чернокожих невольников в качестве комнатных слуг – арапов. Арап в те времена – не только синоним африканца, но обозначение престижной профессии. Купить чернокожего раба можно было в любой европейской столице. Однако Ганнибал и его брат были не куплены на рынке, а взятку похищены из сераля турецкого султана. Дело в том, что они были аманатами, т.е. заложниками, сыновьями одного из владетельных князей Эритреи (или Чада), которых отправили в Стамбул в знак покорности Оттоманской империи.

Петр Первый, ведя с Турцией одну войну за другой, строил далеко идущие планы, в том числе и рассчитывая на «пятые колонны» в завоеванных Турцией африканских странах. Потенциальных союзников России могли бы возглавить лично преданные Петру молодые аристократы из местных. Вероятно, поэтому Абрам и его старший брат Алексей числились в гвардейском Преображенском, самом привилегированном полку, где рядовыми порой начинали службу русские дворяне.

В 1705 году, в тогда польском городе Вильно в маленькой старинной церкви Параскевы Пятницы Петр Первый стал крестным отцом недавно доставленного ему из Стамбула Ибрагима, во крещении Петра. А его крестной матерью стала польская королева Кристина Эбергардина. С крестным именем петровского арапа связана путаница в именах прадеда Пушкина. Девятилетний Ибрагим, только-только доставленный из Блистательной Порты в Россию, никак не хотел примириться с  новым, непонятным ему именем, плакал, капризничал, и служить денщиком у царя Петра он остался под именем Авраам (с которым смирился), потому что сызмальства был наречен в честь ветхозаветного праотца Ибрагима (Авраама). Так и повелось. И лишь в отдельных церковных документах упоминается его крестильное имя – Пётр.

Ганнибалом Авраам первые тридцать лет тоже не именовался, а писался просто Абрам Петров. «Петров», кстати, не фамилия, а отчество, в честь крестного отца. Фамилии у Абрама Перов(ич)а попросту не было. Впервые фамильное прозвище «Ганнибал» появляется в официальных документах в начале 1730-х гг. уже в Эстонии. Историки предполагают, что Абрам Ганнибал то ли вспомнил, то ли придумал семейное предание из своего африканского детства, что де предки его, местные князьки, вели свой род аж от самого Ганнибала. С «птенцом гнезда Петрова» никто спорить не стал. Ганнибал так Ганнибал! Тем более что норовом, повадкой, умом и талантами русский Ганнибал мало в чем уступал африканскому.

Ганнибал, по мнению историков, побывал в Ревеле еще в юношеском возрасте, сопровождая Петра в 1714 и 1715 гг. Очевидно, что ночевал он, как и подобает камер-юнкеру, в маленьком домике, приобретенном царем в качестве загородного. Тогда перед домиком Петра расстилалась заваленная валунами и заросшая вереском пустошь с видом на ревельскую гавань. В начале 1730-х годов Ганнибал, уже отставной инженер-майор, мог видеть практически достроенный дворец и разбитый на месте луга регулярный, по французской моде, парк, засаженный подстриженными невысокими деревцами, которые не скрывали, как сейчас, панорамы ревельской гавани.

В 1717 году Абрам Петров сопровождал царя Петра в его второй европейской поездке и был царским повелением оставлен в Париже, дабы учиться военному и инженерному искусству во Франции. Там Абрам Ганнибал, быстро освоив французский язык и основы математики, завербовался во Французскую армию. Уже в 1719 году он проявил себя отважным солдатом, воюя в Испании на стороне французов в и инженерных частях. Был дважды ранен в голову, поправился, получил офицерский чин и быстро дослужился в армии Людовика XV до звания капитана...

В 1723 году Абрам Петров возвращается в Россию. Карьера Абрама Ганнибала на Родине оборвалась, почти не начавшись. Умирает царь Петр. При дворе разгорается нешуточная борьба за власть, влияние и деньги. Императрицу Екатерину I сменяет Петр II, затем Анна Иоанновна, потом малолетний Иоанн Антонович. Всесильного временщика светлейшего князя Меншикова отправляет в сибирскую ссылку Бирон, Бирона свергает фельдмаршал Миних. Царский двор на долгие годы переселяется обратно в Москву. Петербург скудеет населением и быстро хиреет.

Понадобился административный и инженерный гений Миниха, строительство Ладожского канала и общий разворот политики обратно к петровскому наследию, чтобы Санкт-Петербург снова возродился. Арапу Петра Великого, стороннику молодых реформаторов места во власти в 1720-х гг. не было. И отправлен был русский африканец как можно дальше от бурлящего Петербурга в фактическую ссылку инспектировать и строить крепости в Забайкалье на границе с Китаем и Монголией. Часть фактической пятилетней ссылки Абрам Петров провел в тогдашней столице Сибири – Тобольске - под арестом.

Лишь в 1730 году Абрам Ганнибал с помощью влиятельных друзей, таких, как Христофор Антонович Миних, был переведен на службу в Инженерный корпус и определен на должность преподавателя математики и черчения в гарнизонной школе для младших инженеров (кондукторов) в город Пернов. Это тоже была ссылка для амбициозного африканца, но формально он вернулся на службу. Служба оказалась недолгой. Для тридцатилетнего, отлично образованного офицера, крестника самого царя, такое назначение было унизительным и обидным. Ганнибал тут же подал прошение об отставке, но был отпущен со службы лишь в 1733 году.

Служебные обиды Абрама Петровича дополнились горечью неудачного брака. В маленьком городке личные проблемы чернокожего русского офицера стали почвой для слухов и сплетен, приведших в конечном итоге к трагедии и разрыву Ганнибала со своей первой женой-гречанкой, дочерью морского офицера Евдокией, в девичестве Диопер. Драма, разыгравшаяся в Пярну – неразделенная любовь, страсть, ревность, упрямство, гордость и обида стали сюжетом для романтической поэмы блестящего поэта Давида Самойлова. В его версии судьба Ганнибала в Пярну повторила все перипетии сюжета шекспировской трагедии «Отелло»: злословие, наветы, ревность, месть. Ганнибал обвинил жену свою Евдокию в прелюбодеянии с кондуктором Шишковым и попытке отравления. В те времена преступления против нравственности наказывались сурово, вплоть до смертной казни. Пока тянулись суд да дело, несчастная женщина провела под арестом около пяти лет, а Ганнибал затеял бракоразводный процесс, который фактически тянулся 21 год.

Два года в Пернове привязали Ганнибала к Эстонии. Он выходит, наконец, в отставку и покупает у адмирала Головина крохотное, чуть ли не самое маленькое в Эстляндии, имение Карьякюла. Мыза, хоть и маленькая, но содержится в полном порядке. Заново отстроен барский дом и хозяйственные постройки. 20 гектаров пахотной земли, девять работящих мужиков, натуральные подати в 2 овцы, четыре курицы и 20 яиц и 100 рублей отставного майорского пенсиона позволяют Абраму Петровичу вести скромную сельскую жизнь, бежав петербургских интриг, предательства и казнокрадства, слишком характерных для придворной жизни той поры.

За двадцать лет до описываемых событий окрестности Ревеля практически обезлюдели в результате эпидемии чумы. Царь Петр выкупил ряд выморочных имений (например, мызу Маарду, которую царь подарил Екатерине) и вывез под Ревель из Тверской губернии несколько сотен крестьян. Потомки их живут в Эстонии, в Харьюмаа и по сей день.

В Ревеле Ганнибал знакомится с семьей бывшего шведского капитана Матвея фон Шёберга. Вскоре капитанская дочка девица Христина Регина фон Шёнберг становится хозяйкой имения Карьякюла. Долгое время, за отсутствием документа разрешающего повторное вступление в брак, Ганнибалу не удавалось обвенчаться с Христиной. Наконец, он сговорился со священником полковой церкви Эстляндского гарнизонного полка Петром Ильиным на венчание. А разрешение ему выправил священник ревельской Никольской церкви Филлиппов.

Венчание состоялось в 1736 году в ревельском же Преображенском соборе. Молодожены стояли перед новеньким, покрытым сусальным золотом барочным иконостасом работы Ивана Зарудного, который сохранился в первозданном виде до сего дня. Говорят даже сусально золото на нем прежнее, трехсотлетнее. А из иконостасов Ивана Зарудного сохранился еще один – в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Восемь долгих лет Абрам Ганнибал в эстонской сельской глуши вел хозяйство. Освоил Ганнибал и разговорный эстонский язык. Пытался он по-французски написать воспоминания, но испугавшись – не дай Бог опять сошлют в Сибирь! – мемуары во время приступа паники сжег. Несколько раз отставной майор Ганнибал обращался в Петербург с просьбой увеличить его пенсион, ссылаясь на многодетную семью. Ему было отказано.

В 1740 году граф Миних вспомнил о своем подопечном, прозябающем в сельской глуши. Воевали в те поры часто и охотно. Вот-вот должна была начаться очередная война со Швецией, а военных инженеров, специалистов такого уровня, как потомок абиссинских князей, во всей Европе было поискать. Отставной майор Абрам Ганнибал назначается командиром артиллерии Ревельской крепости и покидает мызу Карьякюла. Ревель «о ту пору» утратил значение крепости сухопутной, но многократно выросло значение его как базы флота и морской крепости. Недаром численность ревельского гарнизона в ту пору сравнялось или даже превосходила численность городского населения. Командующим ревельской артиллерией Ганнибал пробыл недолго.

В 1741 году дворцовый переворот в Петербурге возглавляет 32-летняя младшая дочь Петра Первого Елизавета Петровна. Гвардейцы-преображенцы провозглашают ее императрицей. Государыня провозглашает курс на восстановление политики своего отца. Естественно, Петров наперсник Ганнибал тоже не забыт. Он становится из подполковников сразу генерал-майором и обер-комендантом Ревеля, т.е. главным воинским начальником ревельского гарнизона и крепости. По тем временам обер-комендант напрямую подчинялся лишь генерал-губернатору, резиденция которого была в Петербурге. Эстляндский же гражданский губернатор на ревельского обер-коменданта административного влияния не имел.

Монаршая милость приносит Ганнибалу село Михайловское в псковской губернии и деревню Рахула под Ревелем. Десять лет Ганнибал был в Ревеле комендантом. Он поселился с семьей в т.н. комендантском доме. На первом этаже была комендантская канцелярия, а на втором – квартира. За комендантом по должности числилась еще и крупная мыза под Гапсалем.

Служба Абраму Ганнибалу досталась несладкая. Местные власти, поголовно остзейские немцы, пользуясь особым положением в империи, прежде всего, заботились о собственных интересах. Ганнибал постоянно находился в конфликте то с тем, то с другим Эстляндским губернатором. Кстати, Ганнибал был первым из военных комендантов, кто вынудил магистрат вести переписку с властями на русском языке, а не только на немецком.

Прямой и тяжелый характер Ганнибала привел его и к конфликту с остзейскими помещиками. Абрам Петрович выступил в защиту эстонских крестьян. Обер-комендант демонстративно расторг арендный договор на свое имение с немецким арендатором из-за того, что тот произвольно увеличивал объемы барщины и применял телесные наказания. Дело даже рассматривалось в суде, и стало своего рода прецедентом.

В 1746 году Ревель посетила императрица Елизавета. Среди встречающих был и Ганнибал. Арап Петра Великого, оставаясь старшим воинским начальником в Ревеле, руководит работами по установлению государственной границы со Швецией. А в 1752 году он возглавляет российский Инженерный корпус и покидает Ревель.

Детей у Ганнибала было шестеро. Сын​ ​Иван​ стал моряком, участвовал в морской экспедиции под командованием адмирала Григория Спиридова. Иван Абрамович командовал морским десантом взявшим остров и крепость Наварин​, отличился в Чесменском сражении. По указу Екатерины II выстроил город Херсон. Дослужился он до генерал-аншефа. Но семьи Иван Абрамович не завел, детей не имел. А вот единственная дочь другого сына Ганнибала, Осипа, стала матерью​ ​Александра Сергеевича Пушкина​.

В 1761 году умирает покровительница Ганнибала Императрица Елизавета. На престол восходит недалекий пруссофил Петр III. Елизаветинским порядкам приходит конец. Ближайшим советником нового императора становится заклятый друг Ганнибала, бывший Эстляндский губернатор генерал-фельдмаршал Петр Гольштейн-Бек.

Генерал-аншефа Ганнибала в 1762 году он неожиданно отправляют в отставку «по старости». Свои имения в Эстонии Ганнибал продал. Жить же предпочел под Петербургом в имении Суйда. В Эстонию Ганнибал больше не возвращался. 

Комментарии (2)
Copy

Ключевые слова

Наверх