Естественно, не все эти 80 000 человек хотят эстонское гражданство. Но если дать им возможность его получить, это лишило бы оснований звучащие на международной арене громкие обвинения в том, что политика эстонского государства в области гражданства
Кстати, и конституция 1938 года обещала проявить больше гибкости в отношении лиц, проживших в Эстонии более десяти лет, и предоставить им гражданство без предъявления языковых требований.
Но, естественно, у решения вопроса неграждан есть и другая сторона, которая исходит не из сути проблемы, а связана с тем, что партии меряются между собой силами. Именно поэтому сказанное Юри Ратасом в интервью «Радио Свобода» вызвало приличную политическую бурю.
Само по себе странно слышать, как Ратаса стали обвинять в уклонении от коалиционного договора – будто бы у него как председателя Центристской партии нет права, помимо правительственной программы, высказывать и программные позиции своей партии. Ратас же ясно сказал, что ставит цель к следующим выборам, а не пытается решить проблему в нынешней коалиции. А требование решить проблему неграждан все время оставалось в программе центристов.
Причина паники ясна: расширение круга граждан за счет значительного числа русскоговорящих избирателей увеличило бы возможный электорат Центристской партии на выборах. Этого конкуренты допустить никак не могут. Важен и момент, к которому приурочено высказывание: на осенних выборах в местные самоуправления смогут голосовать и те люди, которых обещание Центристской партии непосредственно касается и которые в случае позитивного решения смогли бы в будущем участвовать и в парламентских выборах. Так что выступление Ратаса на эту тему неизбежно укладывается в контекст выборов, которые пройдут в конце года. Так же туда укладываются и гневные реакции конкурентов на его предложение.