Cообщи

Эстонские инженеры обещают разделаться с вражескими беспилотниками (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Artur Kuusi illustratsioon

Четыре предприятия, занимающиеся разработками новейших военных технологий, получат от государства деньги на то, чтобы претворить в жизнь свои задумки. Если все пойдет по плану, то в Эстонии появится уникальная платформа, способную ослеплять шпионские беспилотники на большом расстоянии, карманный танк с голосовым управлением, технология для прослушивания вражеских каналов связи, а также очень эффективный аккумулятор. 

Если беспилотник, снимающий видео летом на пляже, просто похож на надоедливую муху, то в случае с военными объектами он представляет серьезную угрозу. Предприятие Marduk Technologies, обосновавшееся в деревне Пеэтри, планирует создать устройство против шпионских беспилотников, которое способно ослеплять и выводить из строя камеры дронов.

В Министерстве обороны не скрывают, что именно идея предприятия Marduk вызвала у чиновников наибольший интерес. Беспилотные летательные аппараты на границе государств во всем мире стали повседневным явлением. Почти каждый месяц появляются рапорты, содержащие информацию о том, что беспилотники были замечены около атомной станции или военного объекта.

С помощью беспилотников наблюдали за эстонскими военными учениями, а на Украине они являются неотъемлемой частью военных действий. В мире уже создано лазерное и электромагнитное оружие против беспилотников, но его цена очень высокая.

«Дроны собирают информацию. Если бы мы могли приблизить к нулю их эффективность, т.е. способность записывать видео, то эта технология была бы крайне полезна Силам обороны Эстонии», - сказал руководитель отдела инвестиций Министерства обороны Кусти Сальм выделение предприятию Marduk 70 000 евро. 

«О необходимости такой технологии постоянно говорят на различных конференциях. Она нужна при защите границы, в армии, при защите гражданских объектов. Беспилотники – это новая опасность, которая уже стала реальностью и считается, что ситуация ухудшится», - сказал исполнительный директор Marduk Индрек Сеппо.

По его словам, команда несколько месяцев думала над тем, как решить эту проблему. Их идея заключается в создании платформы, состоящей из сети роботов, способных направлять на беспилотники луч лазера. Если лазер будет достаточной мощности, то обычные записывающие устройства беспилотника станут бесполезными. Самые мощные лазеры выведут их из строя навсегда.

Платформа будет способна обезвреживать камеры всех используемых сейчас коммерческих беспилотников. Лазер будет эффективно поражать цель на расстоянии до километра, то есть до того, как беспилотнику вообще удастся что-либо заснять. 

Машина становится сослуживцем

Очень быстро прозванный в народе карманным, танк «Милрема» THeMIS уже давно не новинка. Новость же в том, что в течение ближайших трех лет эстонское предприятие хочет вложить миллион евро в новую систему по имени Wingman, которая позволит этой машине самостоятельно передвигаться по полю боя.

Именно идея "Милрема" в декабре прошлого года произвела фурор на конкурсе поддержки развития Министерства обороны, где эксперты решили выделить на создание машины 200 000 евро из денег налогоплательщика.

«Почему этот проект победил? Прежде всего, потому, что такой системы управления беспилотной наземной машины до сих пор в мире не было, - сказал руководитель отдела оборонных инвестиций Министерства обороны Кусти Салм. – У них есть амбиции это сделать».

По словам Кульдара Вяэрса, сейчас это имеющаяся только на бумаге система управления, которая должна быть установлена на машинах Wingman. Используя сенсоры, она позволить распознавать окружающую среду. Так можно заставить машину – например, сами карманные танки "Мирлема" - двигаться к конкретному солдату на поле боя, или из одного пункта в другой.

«Цель – создать наземный беспилотник как сослуживца солдат на боле боя, которым можно будет легко управлять, - объяснил Вяэртс. – Так солдат сможет сконцентрировать свою энергию в большей степени на выполнении миссии, а не на управлении машиной».

Для этого должна быть создана обстановка, при которой многие решения система сможет принимать самостоятельно, например, преодолевать препятствия или планировать оптимальный путь движения. В то же время, машина будет передавать картинку со своих камер конкретному солдату, который голосовыми командами сможет задавать направление. Более сложные с повышенной ответственностью задачи, например, открыть огонь, всегда будут оставаться под контролем человека.

Добиться поставленных целей непросто. Мы видим движущиеся самостоятельно по улицам городов машины, но природный ландшафт полон нюансов: «Самая сложная часть проекта – это создание технического интеллекта, основанного на сети глубинных нервов. Но для этого необходимо собрать как можно больше данных».

Развитие не ограничивается только технологиями: "Мирлеме" нужно создать новые основы для тактики моторизированных подразделений, для обучения и логистики. Сотрудничество одновременно ведется как с Тартуским университетом, так и Силами обороны, которые предложили свою помощь в испытаниях системы.

Разработка Wingerman, по нынешним планам, съест столько же денег, столько уже было потрачено на THeMIS, то есть более миллиона евро. Срок окончания проекта – конец 2019 года, но первое решение для управления машиной в реальных условиях "Мирлема" хочет видеть уже в сентябре.

«В течение последующих пяти лет мы обязательно увидим, что автономная наземная машина станет новой силой на поле битвы»», - убежден Вяэртс. Эстония пока не думала о том, чтобы купить такие машины для себя. Однако THeMIS опробовали уже на двух подряд крупных учениях «Весенний шторм».

Большое ухо на поле боя

Что будет, если связь между подразделениями противника можно будет незаметно опознать без их ведома? Такая возможность сейчас есть только у больших беспилотных многотонных самолетов, то есть у UAV, таких как, например, на имеющихся на вооружении у НАТО RQ-4 Global Hawk. Но они стоят сотни миллионов евро.

Находящийся в Виймси Threod Systems, используя новое технологии, хочет сделать сигнальные сенсоры настолько маленькими, чтобы их можно было установить на крошечных, до 30 килограммов воздушных беспилотниках.

Один из них, например, 2,2-метровый Stream, который предназначен для подразделения размером с бригаду. «Самолеты весом до 30 килограммов обычно летают во время операций на расстояние до ста километров, их обычная рабочая высота составляет от одного до двух километров», - описал исполнительный директор предприятия Виллико Нурмоя.

Сейчас они могут нести на себе камеры и инфракрасные сенсоры, то есть производить преимущественно визуальную разведку. Если удастся установить на машине сенсоры другого рода, мы создадим сигнальную разведку, или мир SIGINT. Чтобы изделие было востребовано на военном рынке и в нем нуждались и Силы обороны Эстонии, Threod получил на прошедшем недавнем конкурсе поддержки развития 66 815 евро от Министерства обороны.

Нурмоя не скрывает, что вся эта тема крайне секретная. Определить связь противника и прослушивать ее сейчас можно, прежде всего, с помощью находящихся на земле приборов. Проблема в том, что на низинах ловить связь мешают объекты, ландшафт и большие помехи для сигналов.

«Помех на больших высотах меньше. Внизу много других радиостанций, собственные средства связи, электроприборы и другое», - перечислил Нурмоя. Меньшие помехи позволят ловить сигнал с дальней дистанции и внедряться в центры управления противника, в их сети, не подвергая опасности жизни людей.

Кроме того, беспилотник в состоянии очень точно пеленговать приборы связи противника. «Такая триангуляция летных аппаратов проста, поскольку они находятся в движении и постоянно измеряют расстояние до источника сигнала», - объясняет Нурмоя. После этого о месте расположения радиостанции сообщают командиру бригады, который может решить, что делать дальше.

И хотя много об этом не говорят, добиться того же, кроме Threod Systems, пытаются еще пара производителей сенсоров в Европе и в России: «Самое главное – это вес, поскольку сенсор должен весить до трех килограммов. И, судя по тому, как развивается в последние годы наука, мы сможем этого добиться».

По плану Threod, прибор должен быть готов к 2018 году. Он не будет связан только с собственными летательными аппаратами предприятия, но и должен иметь возможность установки на других подобных машинах. «Если кто-то сделает прибор, который будет весить три килограмма, интерес к нему будет крайне велик», - уверен Нурмоя. Первый прототип сенсора сигнальной разведки должен пройти первые испытания в Эстонии уже в октябре-ноябре.

Один аккумулятор вместо восьми

Народ говорит: «Большой, как аккумулятор от танка». Военные машины – особенно в холодном эстонском климате – по-прежнему нуждаются в большой мощности для запуска.

«В холодном климате минимальное количество требующихся аккумуляторов – восемь. Вместе они весят 200 килограммов», - говорит руководитель проектов Skeleton Technologies OÜ Эгерт Валмра. По-другому просто нельзя: если температура падает, особенно ниже 18 градусов, то мощность обычного аккумулятора снижается примерно в три раза.

Теперь Skeleton хочет разработать первые в мире модули запуска для военных машин, основанные на суперконденсаторах, которые заменят восемь аккумуляторов на один. Суперконденсатор лучше аккумулятора: он меньше зависит от холода, не горит в огне и не взрывается в случае попадания в него.

Идея возникла в апреле прошлого года, когда один производитель военных машин пришел на разговор в Skeleton. «Проблема, прежде всего, возникает тогда, когда погода холодная, а мотор большой, но аккумуляторы нужно использовать и для других целей, чем простой запуск двигателя: например, для обогрева и коммуникации», - описал Валмра.

И хотя все это нужно исключительно для танков, проблема напрямую касается и эстонских Сил обороны: уже несколько лет у нас на вооружении имеется более 80 броневиков и в ближайшее время парк пополнится сорока БМП CV90.

Большие военные машины обычно используют не аккумуляторы, а специальный 6T формат НАТО. А это значит, что возникают повышенные требования к вибрации, влажности и прочему: «Прежде мы не могли отвечать таким жестким условиям. Особенно, если броневик получил частичное попадание».

По плану Skeleton суперконденсатор не нужно не переделывать как таковой: нужно построить вокруг него новую капсулу. Например, можно использовать в качестве изоляции пену, которая превратит вибрацию в тепловую энергию.

Чтобы в формате НАТО модуль запуска был горячим товаром на мировом рынке, Skelenot получил в рамках того же конкурса дотацию в размере 63 919 евро. К концу этого года должен быть готов первый опробованный продукт, которой будут развивать вместе с армией.

«По моим данным, он будет первым в мире. Такие же литиево-ионовые аккумуляторы в формате 6T производятся, но серьезной негативной стороной тут остается их цена», - сказал Валмра.

Если модуль запуска Skeleton будет готов к осени, он явно будет дороже, чем уже имеющийся у предприятия модуль запуска для гражданских машин, рыночная цена которого составляет 1390 евро.

По словам Валмра, срок жизни модуля НАТО – 15 лет. Это значит, что к моменту первого обслуживания, то есть после двух-трех лет использования, модуль сэкономит клиенту сумму в 12 стоимостей аккумулятора, то есть 3000 евро. 

Наверх