Контекст: 1 февраля глава ФСБ России Александр Бортников поручил установить пограничную зону в приграничных с Белоруссией регионах России - Смоленской, Брянской и Псковской областях. Пограничные зоны устанавливаются для "создания необходимых условий охраны государственной границы РФ", говорится в документах, опубликованных на портале правовой информации. Лукашенко считает, что в серых схемах поставок санкционной продукции в Россию замешаны российские таможенники. По его словам, он передавал информацию о таких схемах руководству России, однако реакции не последовало.
"Мы обратились, конечно, в суд, согласно нашим договоренностям. Судебное разбирательство будет, естественно. Но разве это нормально, когда самые близкие две республики, самые родные люди начинают "репу драть"?
"Независимость, порядочность, историческое наше прошлое - оно дороже, чем эта нефть. Я опять же сдерживаю себя, чтобы тут не наговорить, потому что Семашко [вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко] уже там, наверное, побледнел. Ему же завтра переговоры продолжать с Россией".
"Зачем хвататься за живое, зачем нас брать за горло. Понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно, но свобода, независимость - это очень рентабельно, и это не оценивается никакими деньгами, никакими числами".
Контекст: Белоруссия подала на Россию в суд в связи с решением России снизить поставки нефти в страну, этому предшествовало резкое повышение тарифов на транспортировку российских углеводородов через Белоруссию. В январе 2017 года Лукашенко потребовал от правительства найти альтернативные источники нефти, которые могли бы заменить поставки из России.