Вербовка российских военных для участия «в миротворческих и антитеррористических операциях за рубежом», разрешенного принятыми в декабре 2016 года поправками в закон «О воинской обязанности и военной службе», уже идет, и вербовщик, работающий на «частную военную компанию (ЧВК) Вагнера», намекает, что новым местом боевых действий станет Афганистан, пишет NEWSru со ссылкой на немецкую еженедельную газету Die Zeit.
Die Zeit: в России идет вербовка наемников для войны в Афганистане
Материал еженедельника основан на беседе с автором объявления в социальной сети «ВКонтакте», предлагающего «поработать на Родину» «на базе» за 50 тысяч рублей в месяц, «за выход» - от 80 тысяч рублей плюс премии, и источниками, пытавшимися устроиться бойцами в частную военную компанию.
Автор этого объявления, подписывающийся в соцсети «Илья Иванов», - опытный вербовщик, ищет мужчин для частных военных компаний. Еще в 2014 году, когда общественность не знала о российских солдатах в Сирии, он писал на своей странице «ВКонтакте», что ищет людей, готовых «связать себя судьбой с приключениями в жарких странах».
С вербовщиком разговор велся с фейкового аккаунта Павла Никулина, прошедшего службу в армии и получившего специальность водитель-механик танка. Иванов сообщил, что танкисты нарасхват, кроме того, нужны медики, саперы и грамотные связисты. Также ищут пилотов вертолета, они проходят вне конкурса.
Все остальные соискатели должны сначала пройти тесты и предоставить необходимые документы. Самое важное условие - наличие загранпаспорта и отсутствие кредитов и судимостей.
Два других источника, которые пытались устроиться бойцами в ЧВК, подтвердили газете, что также общались с Ивановым. Он описал путь и местность у полигона, где тренируется ЧВК.
По словам Иванова, база подготовки бойцов ЧВК находится возле хутора Молькино в Краснодарском крае. До украинского Донецка отсюда около 500 километров, до российского курорта Сочи - около 250 километров. В 2015 году на полигоне в Молькино прошла модернизация, на которую было потрачено более 50 млн рублей. Официально в Молькино дислоцируются три воинских подразделения: 1-я гвардейская ракетная бригада (в/ч 31853), 10-я отдельная бригада специального назначения ГРУ Минобороны (в/ч 51532), а также 243-й общевойсковой полигон (в/ч 55485).
Вербовщик намекнул, что новая цель - в Афганистане
Самые известные частые военные компании в России - Moran Security Group и «РСБ-Групп». Один из бывших сотрудников Moran Security Group позже основал собственную ЧВК, которую называют «Группа Вагнера». Дмитрий Уткин, известный под позывным Вагнер, в декабре 2016 года появился на приеме по случаю Дня героев Отечества в Кремле. Согласно подсчетам журналистов, годовое содержание «Группы Вагнера» может обходиться в 5-10 млрд рублей.
Иванов говорит, что «ЧВК Вагнера» набирает бойцов в Молькино. Те, кто пытался попасть в ЧВК, сообщили газете, что вступительные испытания достаточно легкие: несложные нормативы по физической подготовке - отжимания, подтягивания, бег сто метров и три километра, тест Купера и огневая подготовка. Тот, кто смог все сдать, остается на базе проходить подготовку, которая обычно длится два месяца.
Принятые в ЧВК бойцы подписывают минимум на полгода «довольно условный» контракт, всего «две странички». «На первой страничке написано „не рассказывать“, на второй страничке „читай, что написано на первой страничке“», - пошутил вербовщик.
«Танк сжег - получил денежку. Понял? Какую-нибудь огневую точку забил, еще денег получил, если командир подтвердил», - объяснил Иванов.
Сирия, по словам вербовщика, - «старая тема». «Сейчас будет... не могу так сказать, думаю, угадаешь: в 80-х годах армия там была. Понял? Там тоже пески и горы. Там, значит, миротворческая операция - это охрана послов и прочее. Дают даже медаль тебе за ратный подвиг. Больше тебе не дадут, потому что по телевизору вы не будете светиться», - рассказал «Иванов».
Эксперт по России из Немецкого общества внешней политики Штефан Майстер полагает, что речь идет об Афганистане, но считает, что российское население не удастся склонить к участию в наземной операции там, поскольку опыт советских потерь в этой стране был слишком травматичен и не выветрился из народной памяти.
«На сегодняшний день в Афганистане находятся только технические специалисты и инструкторы, которые требуются, в частности, для технической поддержки российских вертолетов», - объяснил Майстер. В январе 2016 года было подписано межправительственное соглашение об оказании Афганистану военно-технической помощи.
«Если НАТО в 2017 году выведет свои войска из Афганистана, то Россию действительно может охватить страх от того, что терроризм распространится на территории страны. „Талибан“ может сильно дестабилизировать центральноазиатских соседей Российской Федерации, а это уже реальная угроза, в том числе и для России», - утверждает Майстер.
С момента прихода к власти Путин использует войны для внутриполитического рейтинга
Немецкая газета пишет, что поправки в закон о воинской службе, вступившие в силу 9 января 2015 года, позволяют использование российских наемников во всем мире и легализуют деятельность частных военных компаний.
Граждане, пребывающие в резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы, если они участвуют в деятельности по «пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации».
Die Zeit называет это легализацией наемничества, запрещенного в РФ уголовным кодексом, и объясняет ее специфическими связями внешней и внутренней политики российского президента.
«С тех пор как Владимир Путин пришел к власти, он поддерживал ее с помощью войн. Сначала Вторая чеченская война, в 2008-м - война с Грузией, потом Украина и с 2015-го - участие в войне в Сирии. Все военные действия, независимо оттого, начинались ли они по российской инициативе или нет, Путин использовал для внутриполитического рейтинга», - пишет газета.
Правительственный законопроект, позволяющий призывникам и запасникам заключать краткосрочные контракты о военной службе во время чрезвычайных обстоятельств или для участия в миротворческих и антитеррористических операциях за рубежом, был принят Госдумой 14 декабря.
Соответствующие поправки к закону «О воинской обязанности и военной службе» были подготовлены Министерством обороны РФ еще прошлой осенью. Неофициально в ведомстве новшества связывали с военной операцией России в Сирии.