Карл Келло пишет на страницах «Учительской газеты», что в других европейских странах никому и в голову не придет мысль об отборе учеников в начальных классах, не говоря уже о селекции среди дошкольников. Например, в России и Латвии подобная избирательность законодательно запрещена, однако нашу школьную систему принято называть «воспроизводством элитных семей». Школы выбирают детей и родителей, а не наоборот. Расслоение по уровню образования продолжает увеличиваться. Вопрос элитарности той или иной школы – как правило, проблема жителей Таллинна, однако именно в столице проживает большая часть населения страны.
«Чем тверже уверенность, будто избранные школы являются рассадником элиты Эстонии, тем настойчивее родители пытаются определить в них своих отпрысков, - пишет Келло. - Инвестиции в ребёнка многократно окупятся в будущем, причем не только финансово – выбору «правильной школы» автоматически сопутствует приобретение нужных связей».
Сто лет назад, задолго до восстановления Эстонией своей независимости, было наоборот принято считать, что образование должно быть в полной мере доступным для всех детей.
В 2015 году Трийн Лаури, продолжает автор статьи, защитила в Таллиннском университете диссертацию на тему «Доминирование принципа выбора школы – от рыночной логики до конфигураций, ограничивающих неравенство в сфере образования». Исследование выявило тот факт, что в Таллинне более половины семей пытается отдать своих потомков именно в те популярные школы в центре столицы, в которых осуществляется отбор. Это означает, что каждый второй ребёнок не хочет идти в школу по месту жительства. Таким образом, в немногочисленных школах учатся подготовленные и мотивированные дети, учителями которых становятся лучшие педагогические кадры. Подобная концентрация предпочтений возможна, в свою очередь, только за счёт других школ и детей.