Легковерие некоторых западных политиков и мыслителей было, скорее, закрыванием глаз перед фактами, политикой страуса. Психологически в плане ведения бизнеса с Россией было проще надеяться, что дело потихоньку идет на лад, вместо того, чтобы взглянуть в лицо неприятным тенденциям. Пока Россия не смирилась с утратой империи, никуда не исчезнет проблема безопасности.
При этом я очень осторожно отношусь к тем, кто слепо верит в апокалиптические предсказания вроде Ширеффа и Куннаса. Война, о которой они говорят, - скорее, один из возможных негативных сценариев, вероятность которого спорна. Заслуга Ширеффа и Куннаса в том, что они высказали: этот сценарий, к сожалению, относится сейчас, в принципе, к числу возможных. Такая позиция, с точки зрения некоторых немецких политиков, - это нарушение табу. Я сам не считаю военное нападение России на страны Балтии вероятным.
Мы знаем, что Россия повела себя агрессивно и нарушила международное право на Украине и в Грузии, при этом в последнем случае и сама Грузия не совсем корректно вела себя в плане международного права. И на Западе сейчас преобладает мнение, что возглавляемая США коалиция, вторгнувшись в Ирак в 2003 году, нарушила международное право. По мнению России, оно было нарушено и, например, в 2011 году, когда был свергнут диктатор Ливии Каддафи (были превышены рамки мандата, выданного Совбезом ООН).
То есть в контексте международного права никто не чист: на самом деле, нет такого, что Россия как-то особенно агрессивна, а остальные – ангелы мира. Думаю, для Москвы по историческим и военным причинам, особенно на Украине, сейчас особая ситуация, и там все-таки отличают (Восточную) Украину от стран Балтии. Хотя размещение войск НАТО в странах Балтии с целью сдерживания в сложившейся ситуации было верным, я осторожен в том плане, чтобы подогревать общественное мнение на Западе и в странах Балтии, будто Россия вскоре хотела на нас напасть.