Так же, как восстание в Тунисе вдохновило египтян, а египетская революция в свою очередь - ливийцев, путь решения конфликта в Ливии безусловно окажет воздействие на весь арабский мир.
Каддафи может использовать живой щит
Важно не забывать, что ливийцы начали протесты мирно, маршируя по всей стране и требуя отставки полковника Каддафи, пишет Financial Times.
Поскольку Каддафи для подавления протестующих пустил в ход весь свой арсенал, то им также пришлось вооружиться.
По мере того, как армейские офицеры переходили на сторону «мятежников», а многие оружейные склады были опустошены, конфликт стал переходить в гражданскую войну.
Кроме того, повстанцы первыми обратились за помощью к международному сообществу, попросив о введении запретной для полетов зоны для защиты своих городов и деревень.
Коалиция была создана весьма неохотно, причем США вступили в игру позже других. Все также заявили о необходимости поддержки военных операций арабскими странами.
То, что Организация Объединенных Наций так долго утверждала применение силы, отчасти объясняется непредсказуемостью Ливии и трудностями в оценке регионального воздействия страны. Запад нанес первые удары только после того, как сторонники Каддафи начали бомбить и атаковать Бенгази - главный оплот повстанцев в восточной части Ливии.
Возможно шок от первых атак приведет к отступлению Каддафи и волне предательства, что парализует его военную мощь.
Может быть кто-нибудь из окружения диктатора решит, что Ливия важнее, чем полковник и организует переворот.
Однако стратегией Каддафи, безусловно, является затягивание конфликта и попытка заманить вооруженные силы Запада в ловушку, рассеивая свои войска среди мирного населения и используя их в качестве живого щита.
Жертвы среди гражданского населения будут ему полезны, чтобы склонить в свою пользу общественное мнение арабского мира.
Если военный конфликт согласно ожиданию Каддафи затянется, он может задушить арабскую весну, так как демократические устремления могут начать ассоциировать с хаосом и кровопролитием, от чего режимы постоянно предостерегают.
Аналогичный эффект вызовет разделение Ливии на восточную и западную части.
Ливийцы и другие арабы жаждут быстрого и эффективного решения, которое освободит Ливию от циничного ига Каддафи или изолирует его настолько, что повстанческое движение сможет устранить его.
Это принесло бы облегчение и западному миру. Хотя в таком случае появится риск заражения иной инфекцией: взывать о помощи могут начать и другие арабские оппозиционные движения, которые в одиночку не в состоянии сбросить своих лидеров.