— Все это делается с целью обесценить место человека в истории?
— Да-да, а главным сделать государство. Для этого используются все известные приемы. Это и учебник, и экранизация фильмов исторического характера, которых сейчас появляется довольно много, это и создание псевдообщественной организации «Российское военно-историческое общество», которым управляет министр культуры господин Мединский. Он, как известно, прославился замечательной диссертацией, не являющейся научным текстом вообще. Это общество занимается строго военной пропагандой на большие государственные деньги. Конкурировать с такими соперниками не может ни одна действительно общественная организация. Но, повторюсь, эти государственные траты имеют очень низкий КПД.
— А то что касается установки памятников неоднозначным политическим фигурам вроде Ивана Грозного или Иосифа Сталина? Неужели такие жесты находят отклик в сердцах россиян?
— По моим наблюдениям, скорее нет. Я близко наблюдал за историей установки памятника Грозному в Орле, просто потому что примерно в это же время мы должны были ставить там таблички «Последнего адреса». Я много общался с орловскими активистами. Губернатор практически насильно взгромоздил этот памятник. В городе было большое недовольство по этому поводу. Но в этом я не вижу большой беды. Ну, стоит этот истукан, чудовищный с эстетической точки зрения. Шутка в том, что народ — он же и творец своей среды. Люди начали придумывать, как и чем обставить этот памятник, чтобы он заиграл другими смыслами, перестал быть воплощением согласия на государственный произвол. Уже была идея вокруг фигуры Грозного поставить маленькие фигурки его жертв — 10 тысяч мелких загубленных душ.
— Какое прошлое нужно будущему России по вашему мнению?
— Может быть, такое прошлое, которое показано на основании научных исследований. Все-таки историческая наука приходит к тому, что в истории нет никакого другого субъекта, кроме свободного человека. Там нет ни цивилизации, ни матриц, люди принимают решения сами, и несут ответственность за эти решения. Это и есть то важное, что наука хочет сообщить. Действуйте, и все будет, как вы хотите.