Помимо уличных демонстраций, в марте в России начались не менее массовые выступления водителей-дальнобойщиков. 27 марта объявили бессрочную забастовку водители в Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске и еще десяти крупных городах. Основная тема протеста – введенный государством платный проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам (система «Платон»).
Сначала водители этих автомобилей взывали к разуму властей, указывая, что введение этой платы автоматически приведет к повышению цен в магазинах, куда продукция доставляется большегрузными фурами. Но когда государство проигнорировало их доводы, социальные лозунги водителей дополнились политическими. Теперь они уже не пишут петиции Путину, но протестуют и против него.
В Белоруссии, где правит схожий с путинским авторитарно-репрессивный режим Александра Лукашенко, также в марте началась волна массовых протестов. Первоначально граждане выражали недовольство принятым властями законом «против тунеядцев», который обязывал людей иметь только официальную государственную работу. Однако впоследствии лозунги протестующих существенно расширились – к ним добавились требования политических свобод и проведения справедливых президентских выборов (напомним, что Лукашенко занимает пост президента Белоруссии аж с 1994 года). И вновь, как и в России, протесты охватили все крупнейшие города страны – Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно...
В целом в массовых акциях протеста приняло участие около ста тысяч человек в ста городах. Более тысячи было задержано. Это первая столь масштабная акция с эпохи «белоленточных» протестов 2011 года.
Власть реагировала на эти события по своему обыкновению репрессивно. Президент Путин заявил что он разделяет взгляды граждан на борьбу с коррупцией, но призвал их действовать «по закону». И обвинил в организации протестов какие-то вражеские «зарубежные силы». Это классическая логика сотрудника госбезопасности. В проблемах винят не собственную коррупционную систему, а «происки» каких-то зарубежных «врагов».
В различных городах России уже начались репрессии против молодежи, принимавшей участие в протестных акциях. В школах проводятся «классные часы» по «борьбе с экстремизмом», в Екатеринбурге грозятся отчислить студентов... Это тоже классика. Вместо того, чтобы сделать выводы для самой себя, власть обрушивается на критиков и пытается еще сильнее закрутить гайки.
Пока трудно предсказать, к чему приведут эти весенние массовые выступления в России и Белоруссии. Но можно вспомнить исторический закон: революции зачастую порождает сама власть своей диктаторской политикой.