Длинная зима, похоже, закончилась, стало припекать солнышко, потеплел воздух. Бывший прокурор, а ныне пенсионерка Аста Кангру (84) упаковала теплые зимние кофточки в пакеты и поставила их около шкафа. Она бы с удовольствием сама положила их в шкаф и достала бы что-нибудь полегче, да вот беда — слишком уж высоко полки, и сама добраться до них она не сможет.
Соцработник помогает советом и делом
«У меня проблемы с равновесием», — объясняет Кангру. По этой же причине она не может сама вымыть окна в своей образцово чистой квартире, а за зиму они все-таки загрязнились, и пенсионерке это не нравится.
Но ведь так не бывает, чтобы вообще ничего нельзя было поделать! «Сменим гардероб по сезону», — говорит социальный работник Хельви Вахтра, обслуживающая тартуский район Юлейыэ, и ловко забирается на стул.
Помощница и подруга
«Эта теплая синяя кофточка понадобится?» — спрашивает сверху Вахтра. Нет, уже совсем весна, и теплая кофточка не нужна, Кангру просит достать ей джемпера полегче и расцветкой повеселей и поярче.
«Теперь найди там тюль, а из соседнего шкафа достань гардины», — просит Кангру. А сама озабоченно поглядывает на дверцу секционного шкафа: одна из петель оторвалась, и приходится каждый раз прилаживать дверцу. «Трудно найти человека, который привел бы шкаф в порядок», — замечает Аста Кангру.
Через несколько минут все, что было нужно Асте Кангру, из шкафа достали, а ненужное положили на верхнюю полку до следующей зимы, и Вахтра берется за шторы и окна.
«Хельви не только моя помощница, но и подруга, очень близкий мне человек, — говорит Кангру. — Ее замену я выношу с трудом, уж извините меня за прямоту».
Ранее работавшая в Маарьямыйзаской больнице, Хельви Вахтра вот уже семь лет работает тартуским социальным работником, в услугах которого нуждаются пожилые пенсионеры. Все это время она знакома и с Астой Кангру.
Кроме того и советом, и делом она помогает еще пяти женщинам и одному мужчине. В Тарту 45 социальных работников навещают на дому примерно 300 пенсионеров, которые более-менее в состоянии обслуживать себя сами, но все-таки нуждаются в посторонней помощи.
«К врачу я хожу всегда сама, — говорит Кангру. — Я не хочу, чтобы мне помогали в том, с чем я могу и сама справиться». С уборкой и походами в магазин получается как когда — хотя она заставляет себя каждый день выходить из дома, иногда сильный приступ астмы не позволяет сделать этого, и тогда без помощи не обойтись.
Задача социального работника как раз и состоит в том, чтобы помочь человеку ровно в той мере, в какой ему это требуется, а не приучать его к беспомощности, пояснила инспектор по уходу на дому Хели Майсте, отвечающая в отделе социальной помощи Тартуской городской управы за район Юлейыэ.
Социальные работники помогают на дому тем людям, у кого дети живут не в Тарту или у кого нет детей. «Мы хотим, чтобы пожилой человек мог нормально жить в своем собственном доме по возможности как можно дольше», — говорит Хели Майсте.
Самый давний клиент социальной службы района Юлейыэ — это 91-летняя женщина, которой соцработники помогают уже с 1988 года. С прошлого года она получила персонального помощника.
Хельви Вахтра предпочитает короткие удобные сапожки, поскольку к тем своим подопечным, которые живут недалеко, она ходит пешком — для здоровья полезнее. К тем, кто живет подальше, она ездит на городском автобусе, тем более, что социальным работникам из своего кармана за проезд платить не надо. Если надо отвезти клиента к врачу, то можно вызвать недорогое такси для инвалидов.
Покинув дом Асты Кангру, Вахтра отправляется в магазин. В списке, который она получила от своей новой клиентки, записано: филе хека, борщ, сахар, ветчина и еще кое-что по мелочи. «Приличный мешок получается, весит эдак кило пять», — говорит Вахтра, расплачиваясь на кассе.
Полтора месяца назад у Хельви Вахтра появилась новая подопечная. Когда-то работавшая бухгалтером женщина живет на пятом этаже. «Я живу здесь 46 лет, раньше пятый этаж не был для меня проблемой, — говорит ожидавшая гостей Хельми. — Но вот сейчас очень уж разболелось колено, и ходить по лестнице стало тяжело. Иногда оно так болит, что сил никаких нет».
Дома и стены помогают
И в этот день колено очень болело. Хельми (88) не захотела, чтобы в газете напечатали ее фамилию или фотографию, объясняет это возрастом. На взгляд со стороны, Хельми относится к себе слишком уж самокритично.
«Дома болезни переносить легче, чем в больнице, дома и стены помогают, — считает женщина и относит сумку с продуктами на кухню. — Хельви мне здорово помогает, я очень довольна ее участием. Она ходит за продуктами в магазин и к врачу мы ездим вместе».
Хельми хорошая хозяйка, любит и умеет готовить. В следующий раз она просит помощницу принести ей салаки и капусты. «Нашла в Arter рецепт быстрой засолки салаки, похоже, удачный», — объясняет Хельми.
Убирать квартиру и стирать белье социальному работнику она не позволяет. Постельное белье стирает в стиральной машине у подруги, которая живет на втором этаже, а мелкие вещи руками сама.
«Я просто заставляю себя прибираться, — говорит она. — Каждое утро делаю зарядку и стараюсь ходить без палки столько, сколько смогу. Хочу все время чего-то делать, а иначе состарюсь».
Список заказов на следующий раз у Хельми уже готов, Вахтра прячет его в сумку и заполняет хозяйственную книгу. Теперь остается обсудить еще парочку важных вопросов. В эту пятницу Вахтра посетить Хельми, пожалуй, уже не успеет, поскольку Аста Кангру просила ее сопровождать к врачу. Это очень важный визит — операция на глаукоме.
«Слепота — это страшная штука, — говорит Аста Кангру. — Последний раз надо было заплатить за квартиру через банкомат, но вот беда — не вижу! Пошла в банк, а там мне посоветовали, чтобы в следующий раз взяла с собой очки. Как будто они помогут!» Она надеется, что теперь врач и Хельви Вахтра ей помогут.
Комментарий
Хельви Вахтра,
социальный работник
Я посещаю своих клиентов на дому два-три раза в неделю. Вожу их к врачу, помогаю помыться в ванной и прибраться, приношу лекарства и продукты.
Продукты заказывают самые разные. Сначала я только смотрела, что люди часто заказывали довольно плохую дешевую колбасу.
Потом стала объяснять им, что на питании экономить не стоит, и теперь вместо колбасы покупаю чаще всего кусочек ветчины. Приношу также сигареты и алкоголь. А почему нет, если люди хотят? Они ни в чем не должны себе отказывать