Одна из ключевых целей России – сохранить в лице Сирии точку опоры на Ближнем Востоке – как по военным, так и по финансовым резонам. Если режим Асада падет, Россию выгонят из региона – после всего, что она сделала для поддержки Асада.
Кроме того, в поддержке одного диктатора другим есть и определенная философская подоплека: ты не хочешь видеть, как другого диктатора свергает его собственный народ. Это подает плохой пример для твоего народа.
Отслеживала ли Россия запасы химического оружия Асада? Были ли химические атаки результатом недосмотра со стороны России или же тайным пособничеством в борьбе Асада с врагом в очень и очень непростой военной зоне?
Когда при посредничестве России Сирия в 2013 году подписала договор об уничтожении запаса химического оружия, Россия была гарантом этого соглашения. Именно Россия должна была следить за его соблюдением. Поэтому, пусть и косвенно, но часть ответственности так или иначе лежит на России.
Знали ли в России, что не все химическое оружие было уничтожено – или, возможно, что было разработано новое? Мы не можем сказать наверняка. Позиция России всегда была следующей: «Мы не можем ничего навязать Сирии, поскольку это суверенное государство». Но сложно поверить, что Асад предпринял бы что-то подобное, зная, что это может вызвать огромный международный скандал, не посоветовавшись с Россией.
Воздушную базу Шайрат, с которой поднялись самолеты, сбросившие химическое оружие на провинцию Идлиб, занимают также и русские вертолеты. Сложно представить, что базирующиеся там россияне ничего не знали об атаке. Это просто невероятно, чтобы никто не знал о том, что Асад собирается сделать. Даже США предупредили русских, находящихся на базе Шайрат, перед нанесением ракетного удара.