К очередной годовщине мартовской депортации

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Игорь Копытин.
Игорь Копытин. Фото: Peeter Langovits

Историк Игорь Копытин пишет о мартовских событиях 1949 года, когда в Эстонии, Латвии и Литве провели массовые депортации.

25 марта 1949 года на территории Эстонии была проведена операция «Прибой» - насильственная депортация части гражданского населения в Сибирь и отдалённые районы Севера. Как говорилось в постановлении Совета министров СССР от 28 января, депортации подлежали «кулаки с семьями, семьи бандитов и националистов, находящихся на нелегальном положении, убитых при вооруженных столкновениях и осужденных, легализованные бандиты, продолжающие вести вражескую работу, и их семьи, а также семьи репрессированных пособников бандитов».

За витиеватыми штампами советского жаргона были простые люди, которые не могли нести ответственности за отдельных лиц, оклеветанные советскими доносчиками, люди из национального сопротивления или просто грамотные думающие граждане, которые только в силу этого представляли угрозу советскому обществу.

Списки подлежавших высылке людей составляло министерство государственной безопасности ЭССР на основе учётных данных и агентурных сведений. Всего предполагалось выслать около семи с половиной тысяч семей. По данным историка Тыну Таннберга, для проведения операции «Прибой» в ЭССР было задействовано 2198 оперативных работников, 5953 военнослужащих и 8438 партийных активиста, всего же свыше 20 тысяч человек. Из транспортных средств было использовано 19 железнодорожных эшелонов, 2772 автомашины и 12 400 конских подвод. За 4 суток с 25 по 29 марта из Эстонии в Сибирь в «теплушках» и вагонах для перевозки скота принудительно вывезли свыше 20 тысяч человек, среди них большое количество женщин, детей и стариков.

Одновременно операция по высылке проходила и в соседних Латвии и Литве. Всего из стран Балтии депортировали примерно 92 тысячи человек, причём около 15% депортируемых погибли при высылке и на поселениях до 1965 года. За проведение операции по высылке мирных людей были удостоены орденом Красного знамени ведущие исполнители и руководители сего деяния генерал-майор Б. Кумм, полковники А. Резев, П. Пастельняк, Д. Таевер, а орденами Великой Отечественной войны 1-й и 2-й степени наградили генерал-лейтенанта С. Огольцова и подполковников О. Авика, А. Прессмана и И. Якобсона.

Предтечей тех событий была депортация гражданского населения ЭССР в июне 1941, в ходе которой за пределы Эстонии выслали примерно 10 тысяч человек. Тогда о причине высылки говорилось, как о необходимости очистить Эстонию от «неблагонадёжного элемента», который мог выступить против Советской власти и сотрудничать с врагом. Как и в марте 1949, так и тогда одним из руководителей бесчеловечной акции выступал тот же Борис Кумм – народный комиссар госбезопасности ЭССР.

Советская власть неоднократно проводила массовый террор против населения своей же страны. От террора времён Гражданской войны и последующих спланированного Голодомора на Украине, коллективизации, индустриализации и политических репрессий пострадали все народы СССР, в том числе и русский народ. С разгром крестьянства русскому народу, как сказал однажды Николай Бухарин, перебили хребет, сломали духовно-культурные ценности, пытаясь из людей сделать послушных рабов трудовой армии. С захватом новых земель на западе – в странах Балтии, Польше и Бессарабии Советской власти требовалось сломить волю к сопротивлению у местного народа при введении общественно-политических изменений для инкорпорации этих территорий в Советский Союз. Уничтожить или изолировать политическую и интеллектуальную элиту, офицерство, духовенство, а также разорить средний класс – это было целью советских захватчиков.

Мероприятия массового террора и депортации мирного населения заставляли граждан покидать свои дома и бросать имущество. Люди уходили в леса, где образовывались отряды антисоветского сопротивления – «лесные братья», задачей которых была, прежде всего, защита мирного населения от большевистского террора. И поэтому с приходом в Эстонию немецкой армии, большая часть населения первоначально встретила новых захватчиков как освободителей, хотя иллюзия восстановления суверенитета уже очень скоро развеялась.

В своей речи от 25 марта 2008, посвящённой годовщине трагических событий мартовской депортации, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес назвал те события геноцидом и преступлением против человечности. Мы должны помнить и не забывать те горькие дни истории, которая и сегодня с подачи некоторых политически ангажированных историков трактуется превратно. Невозможно оправдать насилие в отношении мирных людей, и пусть наказанием преступникам, совершившим эти преступления десятилетия назад, будет общественное осуждение. Мы же склоним головы в день 25 марта в память тысяч жителей Эстонии, без суда и следствия осужденных властью и высланных из своего родимого края.

Наверх