Служебный роман. Но другой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Светлана Ходченкова и Марат Башаров. Кадр из фильма "Служебный роман. Наше время".
Светлана Ходченкова и Марат Башаров. Кадр из фильма "Служебный роман. Наше время". Фото: Кадр из фильма

Примерно на 10-й минуте фильма «Служебный роман. Наше время» я поймал себя на мысли: «Могло быть гораздо хуже!». Когда после заключительных титров пошли кадры, не попавшие в окончательный вариант, я думал уже о другом.

О том, какой шанс был предоставлен режиссеру Сарику Андреасяну и сценаристу Николаю Ковбасу. И как бездарно они упустили его!

Не римейк, а диалог
Российское массовое кино давно уже стало продюсерским: режиссеры с именем и собственным творческим почерком играют на другом поле. Продюсер новой версии «Служебного романа»  — Сергей Ливнев.

В отличие от Андреасяна и Ковбаса, грамотный профессионал, режиссер очень неплохой кинодрамы «Кикс», сценарист первой «Ассы», продюсер «Страны глухих». Скорее всего, идея принадлежала ему.

«Служебный роман. Наше время» явно задумывался не как римейк рязановского шедевра, а как диалог с классической комедией: что получится, если персонажей, взятых чуть ли не из «Метода Грёнхольма», втиснуть в сюжет Рязанова и Брагинского? Как за 34 года, лежащих между оригиналом и копией, изменились представления о морали?

То, что тогда считалось подлостью и за что человеку переставали подавать руку, сейчас вообще не замечается. Подлость должна быть вопиющей.

Олег Басилашвили играл Самохвалова-1977 всего-навсего убежденным карьеристом и нечистоплотным в отношениях с женщиной мужчиной. «Какие пустяки!» — подумали бы представители нынешнего офисного планктона, из жизни которых и снят второй «Служебный роман».  

И поэтому Самохвалов-2011 в довольно скверном исполнении Марата Башарова оборачивается засланным казачком, которого гнусные конкуренты внедрили в фирму «мымры» Калугиной, чтобы опозорить ее и выбить из конкурса, сулящего огромную прибыль.

Изменились все персонажи. Тонкий юмор Брагинского и Рязанова нынче не товар, поэтому шутки все — из того, что может показаться смешным только авторам. Алиса Фрейндлих играла свою «мымру» несчастной женщиной, которая думала только о работе, добилась успеха, но в карьере, а не в личной жизни.

К тому же — не в укор Алисе Бруновне — преображение ее сухой и неженственной героини в очаровательную женщину достигалось не за счет того, что дурнушка стала вдруг красавицей (такое бывает только в сказках), а за счет того, что вся она была озарена чувством счастья и душевной гармонии. В новой картине 182-сантиметровую красотку Светлану Ходченкову поначалу безобразят, как могут, а затем позволяют предстать во всем гламурном великолепии.

Весь юмор ее отношений с Новосельцевым строится отчасти на довольно беспомощном копировании ситуаций из старой комедии, а отчасти — на том, что герой достигает ей примерно до подмышки. Владимир Зеленский в роли Новосельцева — абсолютно никакой.

К тому же авторы, желая разнообразить унылое развитие сюжета эффектными кадрами мотокросса и погони на мотоциклах сделали героя гонщиком. Но тогда, простите, он никак не мог быть мямлей и рохлей, о которого «мымра» только ноги не вытирала: мотоспорт учит рисковать и принимать решения в доли секунды!

Складывается впечатление, что картину финансировали турфирмы, отправляющие VIP-персон в дорогие отели Турции, и производители одной марки коньяка. Коньячная этикетка лезет в глаза при первой возможности, а кадры шикарного отдыха в Турции, устроенного Самохваловым для коллег, уместны были бы в рекламных клипах.

Среди прочих несчастий картины — участие в ней Анастасии Заворотнюк, которой доверили роль Ольги Рыжовой (у Рязанова ее играла Светлана Немоляева, но тут образ Рыжовой совершенно иной).

Кто кого сожрет?
Это основной вопрос нашего времени. Акула-Калугина, конечно, должна с аппетитом пожирать офисный планктон, к которому принадлежит и Новосельцев.

Одна из очень немногих удач фильма — курсы для топ-менеджеров, которые посещает Калугина. Наставник (его играет Иван Охлобыстин) заставляет слушательниц повторять: «У акулы нет друзей». И в самом деле, нет!

Правда, на «мымру» нашлась более крупная хищница, которая чуть не схарчила героиню Ходченковой, да подавилась. Каким образом?

Если вы видели картину, то знаете, если не видели и не собираетесь, вам все равно, а если собираетесь, то чего ради я буду раскрывать вам единственную оригинальную задумку авторов?
Есть ли в картине что-то, что может порадовать?

Есть. Во-первых, две маленькие актрисы, играющие не по годам умных и шустрых дочерей Новосельцева — Софья Хилькова и Вероника Вакулинская. Во-вторых, как ни странно, Павел Воля.

Играет он Вадика, референта «мымры» (у Рязанова эту роль исполняла Лия Ахеджакова), и весьма успешно воплощает образ юноши нестандартной ориентации.

Потенциал у замысла авторов был. Но вместо сатиры в духе грибоедовской реплики: «Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший» получилась нелепая копия, слегка подправленная чем-то вроде детектива про офисный шпионаж.

Фильм

«Служебный роман.
Наше время»
Комедия. Россия, 2011
Режиссер: Сарик Андреасян
Сценарист: Николай Ковбас
Оператор: Петр Братенский
Продюсер: Сергей Ливнев
В ролях: Светлана Ходченкова, Владимир Зеленский, Марат Башаров, Анастасия Заворотнюк, Павел Воля, Дмитрий Хрусталев, Иван Охлобыстин и др. 

Ключевые слова

Наверх