Эксперт Центра Карнеги: Запад простит России Крым, если ему это будет выгодно (6)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Mudrats Alexandra/ITAR-TASS

«Россия является "идеальным врагом" - большим, грозным, бряцающим оружием, нарушающим права человека, атакующим третьи страны – и совершенно безобидным для самого Запада», - отметил в интервью Rus.Postimees директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан. 

- Насколько западные экономические санкции влияют на политическую стабильность Кремля?

- Влияют достаточно позитивно – благодаря им Кремль может обвинять в проблемах российской экономики Запад, и общество готово этому верить, закрывая глаза на просчеты собственной власти. Вместе с тем экономический урон от санкций близок к нулю, соответственно, они не ухудшают ситуации.

- Будут ли они иметь какое-то значение на выборах 2018 года?

- Нет, санкции с публичной точки зрения - тема совершенно отыгранная, они дали Кремлю удобный ответ на вопрос о экономических проблемах и в информационном поле практически не обсуждаются.

- В недавнем докладе ООН упоминалось, что российская экономика полностью адаптировалась к санкциям. Так ли это?

- Скорее санкции были и остаются для нее безвредными – пока в стране идет рецессия и нет потребности в масштабных иностранных инвестициях.

- Канцлер Германии Ангела Меркель на этой неделе побывала в Сочи. Впереди - встреча G20. Означает ли это, что попытки изоляции высшей российской власти исчерпали себя и Запад подбирает другие рычаги влияния?

- Насколько я знаю, в политическом поле нет термина «изоляция» - это термин СМИ. Политики прагматичны и не лишают себя возможностей, пусть даже они призрачны. Общение с Россией происходило все время и будет происходить и дальше вне зависимости от этических разногласий и разности интересов. Россия при этом показывает способность точно определять, где Запад проводит «красную черту», за которой возмущение и осуждение переходят в ответные действия, и умеет удерживаться у «красной черты», не переходя ее. Так что вероятность серьезного столкновения - экономического или физического - или реальной изоляции выглядит ничтожно малой.

- Есть ли такие рычаги влияния?

- Россия экономически на 100% зависит от Европейского Союза и косвенно - от США. Без экспорта углеводородов в ЕС, без импорта из ЕС критически важного оборудования, без использования международных банковских систем, без доступа к мировым IT-возможностям, без "Боингов" и "Аэробусов", без европейских автобусов и поездов Россия вряд ли могла бы просуществовать как независимое стабильное государство больше года-двух, а правящие российские кланы полностью доверяют США и ЕС, размещая там свои активы, бизнесы, семьи, обучая детей. Смешно обсуждать тему наличия рычагов: скорее, стоит признать, что Запад не считает рациональным применять хоть какие-то меры воздействия по отношению к России.

Видимо, это свидетельствует о выгодности сегодняшней позиции России для тех, кто на Западе принимает внешнеполитические решения, и это можно понять: Россия является «идеальным врагом» - большим, грозным, бряцающим оружием, нарушающим права человека, атакующим третьи страны – и совершенно безобидным для самого Запада, даже напротив – исправно снабжающим его сырьем в обмен на товары ширпотреба и бытовую электронику, «поставляющим» 30 000 – 50 000 высококвалифицированных специалистов в год в страны Запада мигрантами, держащим на Западе триллион долларов государственных и личных сбережений и выводящим туда же миллиарды долларов ежегодно. Благодаря России политики имеют удобный образ врага, военные – причину увеличивать расходы, корпорации – отличный рынок сбыта. Зачем же разрушать статус-кво?

- Когда могут отменить санкции?

- На этот вопрос нет ответа – это скорее вопрос политической конъюнктуры. За оккупацию Кувейта Ирак поплатился военным вторжением. За оккупацию Северного Кипра Турция не поплатилась ничем - более того, она сегодня является членом НАТО. Так что полагать, что оккупация Крыма или поддержка сепаратистов на Донбассе являются действиями, которые Запад «не простит», по меньшей мере наивно. Простит, если будет выгодно. Другой вопрос, что Западу выгодно сегодня находиться в контролируемой конфронтации с Россией, да и бюрократические процедуры, связанные со снятием санкций, достаточно сложны. Поэтому, скорее всего, санкции в нашей жизни надолго. 

- Эстония предпринимает попытки разморозить политические контакты с Россией, чтобы поддержать, в частности, транспортный бизнес: в апреле 2017 года впервые за долгое время на экономическом форуме TransRussia в Москве присутствовала делегация эстонских политиков и чиновников во главе с вице-канцлером Министерства экономики. Могут подобные шаги принести пользу экономике небольшой страны?

- С экономической точки зрения любые ограничения и запреты всегда вредны. В этом смысле торговые контакты с Россией не могут принести ничего, кроме выгоды, если, конечно, в их основе лежит коммерческий интерес, а не политические соображения. При этом стоит учитывать, что Россия – страна с высоким уровнем государственного контроля экономики, активно использующая экономические рычаги в политических целях. Поэтому задачей эстонских политиков должно быть недопущение возникновения экономической зависимости от России в какой бы то ни было форме.

Наверх