Единство посредством баланса: что ждет Эстонию в роли председателя совета ЕС?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кейт Каземетс.
Кейт Каземетс. Фото: Kommunikatsioonibüroo JLP

25 марта главы правительств 27 государств подписали Римскую декларацию, которой в день 60-летия Римских соглашений подтвердили намерение укреплять единство Европейского союза и в дальнейшем. За шесть десятилетий страны Европы вместе добились большего, чем могли представить себе  основатели ЕС: это долгий период мира и объединенные Западная и Восточная Европа, где во всех странах обеспечены свобода личности и демократия, возможности учиться и работать по всей Европе, пишет руководитель представительства Еврокомиссии в Эстонии Кейт Каземетс.

Помимо дня рождения Европейского союза, в этом году свой 30-летний юбилей отмечает и программа Erasmus, благодаря которой в Европе смогли получить образование более 85 000 жителей Эстонии. Единая валюта и общий рынок, принесшие за собой рост благосостояния общества, а также свобода передвижения – вот те возможности, которые есть у нас сейчас, и нам кажется, что они были всегда. Этой весной за полдня я пролетел на самолете и проехал на автомобиле четыре страны ЕС. С контролем на границе и остановками для обмена валюты, чтобы иметь возможность купить кофе с бутербродом по дороге, мое путешествие было бы совсем иным.

Но события прошлого года показали, что все существующие достижения – это не что-то само собой разумеющееся. Кризис на Ближнем Востоке принес с собой такую волну беженцев, с которой ЕС до сих пор не сталкивался и к которой был изначально не готов. После глобального финансового кризиса экономика Европы надолго завяла и стала расцветать только в этом году. Впервые одна из стран решила выйти из состава Европейского союза. Решение Великобритании породило и в других странах дискуссии о том, надо ли и дальше идти вместе и как это делать.

В Риме главы 27-и стран подтвердили общность целей и общее будущее. Для того, чтобы обозначить рамки дискуссий, Европейская комиссия в Белой книге предложила пять возможных путей развития ЕС, начиная от сохранения текущего положения дел до создания федеративной Европы.

Европейский союз был создан для того, что вместе решать те проблемы, которые одна страна самостоятельно столь же успешно решить не может. И хотя страны-члены понимают ЕС и его пользу по-разному, все они осознают, что необходимость в Европейском союзе никуда не исчезла. Напротив, возникают новые сферы,  действовать в которых всем вместе можно результативнее, чем по отдельности. Для всех стран, в том числе и для Эстонии, главным вопросом является, хотим ли мы, чтобы ЕС развивался, и если да, то в каких сферах.

Например, общий дигитальный рынок. В автономной машине удастся объехать всю Европу только в том случае, если удастся договориться об общих правилах – кто является водителем, каковы требования безопасности и стандарты обмена данными. Или развитие политики безопасности, которую, согласно данным исследования Евробарометра, в 2016 году жители Эстонии посчитали самой важной сферой деятельности в ЕС вообще. Политику безопасности ЕС поддержало 84%.

Задачи Эстонии в качестве председательствующей страны простыми не будут. Нужно собрать воедино разные понимания стран о дальнейшем развитии Европейского союза, а также заниматься разрешением существующих кризисов. Учитывая поставленные задачи, девиз «Единство посредством баланса» кажется весьма кстати. Мнение, что у страны, председательствующей в ЕС, нет особого влияния на то, как будет развиваться ЕС, - или наивно, или беспочвенно. Председательствующая страна руководит всеми обсуждениями, проходящими между странами Европейского союза. С 1 июля и на полгода Эстония станет центром Европы – страной, мнением и идеями которой все будут интересоваться, и в которую все будут стремиться.

У нашей семьи была возможность пожить вдали от Эстонии, во Франции, где 7 мая французы, выбирая президента, будут решать, какую именно Европу они хотят. Через пару месяцев после возвращения в Эстонию моя дочь-школьница спросила: «Почему люди говорят: у нас тут в Эстонии и у них там в Европе? Ведь Эстония и есть Европа». Действительно. Не происходит же так, что решения Европейского союза принимаются где-то далеко, в анонимных учреждениях, и проблемы других стран нас не касаются. Решения принимают и несут за них ответственность политики, выбранные народами стран-членов ЕС. И от нас зависит, каким будет будущее Европы. Надеюсь, что после председательства Эстонии, у нас станет больше тех, кто будет следить за происходящим в Европе, думать и говорить: «У нас в Европе!»

Наверх