Будущее Макрона: как гарантировать безопасность и реформировать ЕС?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эммануэль Макрон
Эммануэль Макрон Фото: DIARMID COURREGES/AFP

Победа Эммануэля Макрона с большим перевесом во втором туре президентских выборов во Франции означает триумф всех «прогрессивных», европейских и глобалистских либералов. По крайней мере, на первый взгляд.

Противоположная тенденция, начавшаяся в прошлом году с Брекзита и достигшая кульминации с избранием президентом США Дональдом Трампом, переломлена. Опасность, что приход к власти Марин ле Пен окончательно развалит Евросоюз и либеральный мировой порядок, по крайней мере, на этот раз миновала. Рынки отреагировали на победу Макрона, кометой взлетевшего на политический Олимп из бизнес-кругов, положительно. То есть вероятно, поначалу все останется как было.

С другой стороны, Макрона и его команду ждут трудные времена. Во-первых, он должен упрочить свою власть. Уже в июне во Франции пройдут парламентские выборы. По состоянию на сегодняшний день, у движения “Вперед!”, созданного на проектной основе ради участия Макрона и его команды в президентских выборах, нет ни в Сенате, ни в Национальной ассамблее, то есть ни в одной палате парламента, ни одного депутатского мандата. Сторонники у него, понятно, есть, но у только что созданного движения нет четкой организационной структуры и представителей на местах.

Во втором туре президентских выборов две основные традиционные французские партии – и возглавляемые Франсуа Олландом социалисты, и голлисты (республиканцы) под предводительством Франсуа Фийона – явно поддержали Макрона, чтобы избежать избрания кандидата от Национального фронта Марин Ле Пен. В дальнейшем они едва ли будут настроены в отношении новичков столь дружелюбно.

Факт, именно социалист Олланд привел Макрона в политику, с голлистами у нового президента, считающего себя право-центристом, идеологически много общего (по крайней мере, должно быть), но представители старых партий в долгосрочной перспективе не обязательно будут хорошо относиться к новичкам. Скорее, они могут захотеть реванша. Макрон набрал во втором туре выборов две трети голосов, но он получил их преимущественно от тех, кто в первую очередь голосовал против Ле Пен. В первом туре его урожай голосов составил менее четверти, и преобразование протестных голосов в позитивный политический капитал, вероятно, окажется сложным. Политическая система Французской Республики не президентская (как в США), а полупрезидентская, а это означает, что, не контролируя парламент, президенту будет очень трудно предпринять что-то новое и интересное.

Чтобы упрочить свою позицию, новоиспеченный президент должен будет доказать, что он умеет делать что-то еще, а не просто раздавать обещания и лозунги. Желательно - как можно быстрее, поскольку ситуация во Франции и в мире достаточно сложная. Сможет ли он?

Взгляды Макрона в экономической политике скорее правые – во всяком случае, если судить по той политике, которую он проводил на посту министра экономики. В основном, он обещал сократить государственные бюджетные расходы (на 60 миллиардов евро) и количество рабочих мест (на 120 тысяч). Кроме того, он обещает сделать трудовое законодательство более гибким, благоприятствовать инвестициям и международной торговле и развивать современные технологические отрасли.

Возможно, что эти меры вкупе с выросшим оптимизмом экономических кругов окажет на французскую экономику положительное влияние. Это весьма вероятно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

В области культурных вопросов Макрон относится к “прогрессивным либералам”. Его коньком было противостояние “ретроградному этнонационализму” Ле Пен. Проще говоря, это означает поддержку глобализации и Евросоюза, прав меньшинств и человечной интеграции мигрантов.

Правда, в области евроинтеграции Макрон обещал инициировать радикальную реформу союза. У президента Франции такая возможность, несомненно, будет. И это крайне необходимо! Но как он собирается это делать, неясно.

Еще более неясно, как Макрон планирует гарантировать безопасность Франции и шире – всей Европы и мира. Если исламские террористы (или какие-то другие) продолжат свои атаки на французское общество, он быстро растеряет свой политический капитал. И в практическом, и в философском смысле. Поскольку задача состоит в том, чтобы уравновесить интересы простых жителей Франции, инородцев разных мастей и глобальной элиты, это крайне трудно. Самый простой способ решать трудные задачи – не решать их. Есть опасения, что Макрон так и поступит. Но, по крайней мере, пока масштабных потрясений удалось избежать, а некоторую стабильность удалось гарантировать.

Комментарии
Copy
Наверх