«Вы видели фильм Стивена Спилберга „Война миров“? Я пережила в голой степи такой шторм, какой можно увидеть в этом фильме», - вспоминает Марью Тоом испытания атомной бомбы, прошедшие 12 августа 1952 года в Семипалатинске. Депортированной из Эстонии Марью тогда было 13 лет.
Эстонка, пережившая советские ядерные испытания: такого шторма я не видела больше никогда в жизни (7)
После взрыва, по словам женщины, на место приехала ветеринарно-медицинская бригада, которая взяла пробы крови и у людей, и у животных. «После сообщили, что у всего стада бруцеллез. Мне сказали, что у меня есть признаки бруцеллеза в крови», - говорит Тоом. У ее матери после испытаний начали клоками выпадать волосы.
По словам Тоом, стадо увели на бойню, а людям сказали, что они поправятся. Марью уверена, что задачей отдела, занимавшегося бруцеллезом при Министерстве здравоохранения, тогда было выяснить влияние испытаний на здоровье людей.
Что такое бруцеллез
(также Гибралтарская температура)
Это инфекционное заболевание, которое провоцирует бактерия Brucella abortus. Бруцеллез передается от животных (в основном овец) человеку или через кожу, или через слизистые, а также с молоком.
Заболевание характеризуется сильными колебаниями температуры, потоотделением, увеличением лифмоузлов, печени и селезенки, головными, мышечными и суставными болями.
Бруцеллез может вызывать аллергическое состояние, которое с течением лет повреждает суставы и нервную систему.
Источник: inimene.ee
Местным жителям о произошедшем ничего не говорили, а боровшиеся тогда с голодом люди, об это и не думали: «И я не обратила тогда на это особого внимания, только мама удивлялась, что это было: вспышки в небе через короткие промежутки времени – сверкает, а дождь не идет». Она уверена, что, на самом деле, они видели не вспышки, а взрывы. Тоом также уверена, что об испытаниях ничего не знали и тогдашние местные власти.
По словам Тоом, часть испытаний атомных бомб 1949-1963 годов проходили за пределами полигона в Семипалатинске.
Марь говорит, что во времена горбачовской перестройки она читала в магазине один журнал на русском языке, из которого случайно узнала, что она на самом деле пережила в детстве. Начиная с этого времени, она начала собирать информацию о случившемся.
Через несколько лет она общалась в России с одним журналистом, который будучи членом следственной комиссии, созданной Борисом Ельциным, ездил опрашивать местных жителей. По словам Тоом, от членов следственной комиссии люди узнали, что же там произошло: «Когда результаты представили Ельцину и Нурсултану Назарбаеву (президент Казахстана – ред.), то они объявили эту территорию в радиусе 1200 километров зоной экологической катастрофы».
Занимавшаяся почти 30 лет жертвами радиации Тоом собрала деньги и смогла установить в Пилиствере памятный камень. Сейчас она занимается тем, чтобы памятная доска появилась и в историческом музее комплекса Марьямяги. Говоря о своем здоровье, Тоом уточнила, что на данный момент она уже десять раз «ходила под нож». «Некоторые операции были мелкими, а пару разы были настолько тяжелые, что за меня дышала машина», - добавила она.