Вячеслав Иванов: День Победы – примирение через разъединение?

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: архив автора

Есть даты, которые нельзя изменить, а тем более отменить. 9 Мая – одна из таких дат. И вообще – единственная, считает журналист Вячеслав Иванов.

Хотя в принципе, поскольку глупость человеческая границ не знает, то можно, конечно, объявить, что отмеченные в календарях дни весеннего и осеннего равноденствий (а заодно уж летнего и зимнего солнцестояния) есть злонамеренная фальсификация истины фанатиками и мракобесами. А потому следует эти даты из календарей изъять и впредь к этой теме не возвращаться.

...И исламские ценности

Примерно так сегодня поступают власти Узбекистана и Таджикистана, которые не стали либеральничать, как их коллеги в Эстонии, а просто взяли и отменили намечавшиеся на 9 Мая шествия в рамках акции «Бессмертный полк». На саму конкретно дату покушаться пока не решились – и на том спасибо.

Объяснение выбрано, мягко говоря, странноватое: «Согласно исламским традициям недопустимо выходить на улицу и проспекты с портретами погибших, данная акция противоречит исламским и мазхабским ценностям». То есть шесть предыдущих лет не противоречила, а сегодня вдруг запротиворечила. И память о сотнях тысяч узбеков и таджиков, отдавших свои жизни ради победы над гитлеризмом, при этом не в счет. Как и то, что в населенных преимущественно мусульманами российских регионах (Ингушетия, Татарстан, Северная Осетия, Чечня...) эта акция состоится, ни у кого здесь не вызывая отторжения.

Существует довольно распространенное мнение, будто подобные действия носят иррациональный характер. Дескать, все, что касается вопросов религии и духовных, нравственных установок, лежит в области подсознательного, и обычная логика здесь бессильна. Я так не думаю. Мне более уместным кажется объяснение, прозвучавшее на днях из уст известного российского журналиста Николая Сванидзе в передаче «Особое мнение» (телеканал RTVi и радиостанция «Эхо Москвы»).

По мнению Сванидзе, шаги руководства этих среднеазиатских республик продиктованы вполне осознанным стремлением как можно дальше и радикальнее дистанцироваться от сегодняшней России. И это стремление имеет вполне рациональную причину: Россия является формальным правопреемником СССР, черты которого все явственнее проступают во внешней и внутренней политике руководства РФ, а вот как раз с СССР бывшие союзные республики и не желают иметь ничего общего. Еще раньше – и в другой форме – так поступили нынешние страны Балтии, затем Грузия, Украина, теперь вот настала очередь Средней Азии.

Звучит правдоподобно. Хотя момент для столь демонстративного отречения от «мрачного советского прошлого» выбран, мягко говоря, не очень удачный. Но такие моменты в принципе редко бывают удачными.

Пепел Клааса

Отношение к Дню Победы у каждого сугубо личное. Для меня это прежде всего память об отце, дошедшем с боями до Кенигсберга и вернувшемся без особых увечий, но никогда (!) не вспоминавшем об этой войне и не рассказывавшем о ней нам, сыновьям. Это память о трех маминых братьях, моих родных дядьях, которых я никогда не видел в глаза, потому что они задолго до моего рождения, воюя в составе сибирских дивизий, не дали гитлеровцам прорваться к Москве, но и сами навек остались лежать в той земле, за тысячи километров от родного дома...

При взгляде на сегодняшние (как и прошлогодние, и позапрошлогодние) приготовления к празднованию этой даты в России, на торжественные шествия и парады, невольно возникает ощущение, что сами россияне, да и большинство русских, живущих за рубежом так и не могут до конца определиться: это праздник или день скорби?

С одной стороны, несомненно, есть повод для гордости: ведь это мы внесли главный вклад в то, чтобы сломать хребет нацизму! А с другой – страшная цена, которой оплачен этот вклад. При Сталине речь шла о семи миллионах погибших со стороны СССР. При Хрущеве и Брежневе стали говорить о двадцати миллионах, при Горбачеве уже о двадцати семи. Сегодня оглашена новая цифра – сорок два миллиона! Население нынешней Украины...

Каких откровений еще надо ждать? И почему власть, уподобляясь пресловутому «доброму хозяину», выдает эту печальную статистику по частям?

Отмечать или не отмечать?

Для меня такого вопроса не существует. Другое дело – как именно. Но это уже сугубо личное решение каждого. Я сам давно не хожу ни на какие массовые мероприятия и шествия. Мы в этот день собираемся семьей, с друзьями, и поминаем тех, кого уже нет с нами, но кому мы обязаны сегодняшним благополучием (хотя бы относительным) и самой жизнью.

Однако если кому-то больше по душе выйти на улицу и пройти вместе с другими в праздничных колоннах – я за них только рад! И конечно, дата 9 Мая с большой буквы – несомненный повод для национальной гордости россиян и тех жителей сопредельных с Россией государств, для кого историческая память – не пустой звук. Жаль только, что подобных поводов так мало...

9 Мая в странах Евросоюза отмечается День Европы – ежегодный праздник мира и единства. И хотя истоки у этой конкретно даты иные, чем у Дня Победы, празднуемого в России, однако совпадение символичное. Тем более что победу над гитлеровской Германией Европа празднует накануне, 8 мая. Почему в СССР, а затем и в Российской Федерации, решено отмечать именно 9 Мая – думаю, напоминать не надо.

В любом случае это общие даты, и общие ценности – мир и единство. И по-человечески обидно за те народы, чьи лидеры на уровне условного рефлекса усвоили ленинский лозунг: «Прежде, чем объединяться, следует хорошенько размежеваться!»

...Каждый раз канун 9 Мая напоминает подготовку к решительному бою с обеих сторон – и тех, для кого это действительно праздник со слезами на глазах, и тех, кто воспринимает эту дату как «смену оккупаций». К счастью, это бой без перестрелки и пленных. Хорошо бы не сглазить!

Комментарии
Copy
Наверх