Вмешиваться в церковные дела – занятие для невоцерковленного обывателя неблагодарное. И ненужное. Во-первых, в силу слабого знания всех нюансов. Во-вторых, есть ряд традиций и обычаев, менять которые мы не в силах. Но совсем недавно удивило другое.
Знакомая захотела крестить ребенка. Вполне обычная практика для семьи любой конфессии. «Звоню в храм, а мне говорят, что крестины стоят 25 евро, – говорит подружка. – Я удивилась, потому что батюшка, к которому я иногда хожу на исповедь или же освятить некоторые вещи, никогда не берет денег вот так. Всегда говорит «сколько дадите» – хоть один евро, хоть сто. Иногда мне самой неловко, но он наотрез отказывается обсуждать финансы. Поэтому и недоумение возникло – я оказалась не готова к прейскуранту».
Дальше было еще интереснее. Когда женщина начала задавать вопросы, ей в ответ в буквальном смысле слова начали огрызаться. Мол, неужели 25 евро так дорого для крестин? На замечание, что вообще-то это же можно сделать и бесплатно, последовал достаточно странный ответ в духе «у вас что, совсем нет денег?»
«Я решила, что пока не выясню что да как, крестить не буду, – говорит подружка. – Денег не жаль, ради бога, церковь на пожертвования и живет, это все понятно. Но любопытно: ведь получается, что эти фиксированные расценки – я любопытства ради поинтересовалась и стоимостью венчания, и стоимостью отпевания – называют пожертвованиями. А логика под этим понятием подразумевает все-таки ту сумму, которую прихожанин может выделить из своих средств. Но, судя по тону, которым со мной разговаривали, практика обсуждению не подлежит».