Обряды, таинства, вера – все это крайне сложные и деликатные вопросы. Религия для любого верующего – святыня, на которую покушаться нельзя. Тем удивительнее, что когда речь заходит о деньгах, многие из верующих тут же из тихонь превращаются в весьма свирепых борцов за… насущное. «МК-Эстония» решила выяснить, сколько стоят услуги в различных храмах, что влияет на ценообразование и можно ли получить что-то совершенно бесплатно.
Венчание, крестины, отпевание: из чего складываются расценки в храмах
Вмешиваться в церковные дела – занятие для невоцерковленного обывателя неблагодарное. И ненужное. Во-первых, в силу слабого знания всех нюансов. Во-вторых, есть ряд традиций и обычаев, менять которые мы не в силах. Но совсем недавно удивило другое.
Знакомая захотела крестить ребенка. Вполне обычная практика для семьи любой конфессии. «Звоню в храм, а мне говорят, что крестины стоят 25 евро, – говорит подружка. – Я удивилась, потому что батюшка, к которому я иногда хожу на исповедь или же освятить некоторые вещи, никогда не берет денег вот так. Всегда говорит «сколько дадите» – хоть один евро, хоть сто. Иногда мне самой неловко, но он наотрез отказывается обсуждать финансы. Поэтому и недоумение возникло – я оказалась не готова к прейскуранту».
Дальше было еще интереснее. Когда женщина начала задавать вопросы, ей в ответ в буквальном смысле слова начали огрызаться. Мол, неужели 25 евро так дорого для крестин? На замечание, что вообще-то это же можно сделать и бесплатно, последовал достаточно странный ответ в духе «у вас что, совсем нет денег?»
«Я решила, что пока не выясню что да как, крестить не буду, – говорит подружка. – Денег не жаль, ради бога, церковь на пожертвования и живет, это все понятно. Но любопытно: ведь получается, что эти фиксированные расценки – я любопытства ради поинтересовалась и стоимостью венчания, и стоимостью отпевания – называют пожертвованиями. А логика под этим понятием подразумевает все-таки ту сумму, которую прихожанин может выделить из своих средств. Но, судя по тону, которым со мной разговаривали, практика обсуждению не подлежит».
За ваши деньги
Кстати, когда мы сами начали обзванивать храмы в попытках разобраться, суммы назывались различные. В среднем стоимость крестин – 20-25 евро. Для взрослого, например, 50. Это в группе. А если индивидуально, то уже 70 евро. Венчание и отпевание – дороже: 100–150 евро. Только в одном храме, а мы звонили в разные православные церкви, батюшка сразу сказал, что да, имеются определенные расценки, но назовет он их только после встречи с тем, кому нужно провести тот или иной обряд.
«Мы венчались в таллиннском кафедральном соборе Александра Невского, – вспоминает Анна. – Сначала все узнали, сумму нам назвали в 100 евро. Вопросов не вызвало, для нас это был праздник, и мы знали, что венчание стоит денег. За регистрацию в загсе ведь тоже взимают пошлину. Правда, не сто евро. Но если мероприятие выездное, то дороже. А тут все-таки таинство. В общем, мы не задумывались над тем, из чего складываются такие суммы. Раз сказали, значит, столько стоит».
Сколько вам по силам
А за разъяснениями мы решили обратиться напрямую к священнослужителям: кому как не им разбираться в хитросплетениях веры и финансов.
Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Хаапсалу, отец Даниил в нашей беседе отметил, что пожертвования за обряды и таинства действительно берутся. Но чаще не совсем так, как это произошло в описанных нами историях.
«Во многих храмах прихожанину никогда не назовут размера пожертвования, – начинает отец Даниил. – Но часто бывает так, что люди сами просят назвать конкретную сумму, иначе им сложно сориентироваться. На самом деле, например, в небольших приходах, батюшки скорее всего просто ответят: „Сколько по силам“, потому что нет фиксированных расценок. Это пожертвование… В больших храмах, где очень много прихожан и сильная загруженность, наверное, действительно больше шансов натолкнуться на, скажем, некий финансовый интерес и услышать какие-то конкретные цифры».
Почему-то среди обывателей сложилось мнение, что раз православная церковь в Эстонии относится к Московскому патриархату (мы сейчас именно о ней), то российские деньги сюда текут рекой.
«Это не так, – поясняет отец Даниил. – Священничество и церкви живут за счет приходских денег».
Читайте статью целиком на mke.ee.