Cообщи

Прокуратура обеспокоена: Эстония отказывается расследовать правонарушения солдат-союзников (9)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Солдаты-союзники в Эстонии.
Солдаты-союзники в Эстонии. Фото: Kaitsevägi

Ударивший в прошлом году в Старом городе Таллинна помощника полицейского британский моряк был первым солдатом-союзником, от наказания которого Эстония отказалась, применив свои законы. Решение связано с исходящими из договора гарантиями, а для прокуратуры теперь подготовлена инструкция, как нужно в будущем расследовать подобные происшествия.

«В больше части случаев мы вынуждены отказываться от своей юрисдикции», - говорит Генеральный прокурор Эстонии Лавли Перлинг с печалью в голосе. В переводе на обычный язык это значит, что если в будущем солдат-союзник нарушит закон Эстонии, то судить его будут в его стране и по тамошним законам.

Стоит уточнить, что обеспокоенность Перлинг не основана на том обстоятельстве, что союзники не слишком законопослушны или их поступки по каким-то причинам остаются безнаказанными.

Дает солдатам гарантию

То, каким образом нужно поступить с нарушившим закон солдатом-союзником, регулирует договор о статусе вооруженных сил НАТО - SOFA. Кроме того, у Эстонии есть специальные договоры с двумя странами, – с Германией и США - которые еще жестче регулируют порядок ведения производства. Многие пункты этого договора являются гарантией для солдат.

«Проще говоря, они имеют преимущественное право, - сказала Перлинг. – Важно, что Эстония должна быть готова объяснять, почему в определенных случаях мы передаем доказательства и почему обвиняемый не идет за тяжкое преступление под суд в Эстонии».

Государственный прокурор Пирет Пауштис объяснила, что если обычно при совершении преступления применяется юрисдикция той страны, на территории которой оно было совершено, то по отношению к солдатам стран-союзниц и гражданского персонала в Эстонии одновременно действуют две юрисдикции.

Проще говоря, у стран-союзниц есть преимущественное право на расследование тех преступлений, которые совершаются в их вооруженных силах: например, если солдат нападет на своего соотечественника или повредит имущество своей страны. Или совершит преступление при выполнении служебных обязанностей. Если же потерпевшими окажутся Эстония, ее гражданин или находящееся здесь лицо, то первичное право на ведение следствия остается за Эстонией.

Если полиция уже прибыла на место происшествия, она может вести расследование и собирать доказательства. Но если позже выяснится, что производство подпадает под юрисдикцию страны-союзницы, доказательства будут переданы ей.

Договоры подписаны так, что они скорее способствуют тому, чтобы Эстония отказывалась от своей юрисдикции. Например, страна-союзница сама может попросить об этом отказе.

По словам Пукштис, проблему она видит в том, что совершивший деяние солдат-союзник слишком мало времени проводит в Эстонии: «Может быть, шесть месяцев - и уезжает. Но для того, чтобы провести здесь все следственные действия и отдать его под суд, он должен находиться на месте. В определенных случаях даже разумнее передать дело в его страну».

Если в происшествии пострадал эстонец, то это значит, что и потерпевшему придется вести дела с другой страной и ездить туда на суд. В этом заключается основная причина обеспокоенности прокуратуры: как сделать так, чтобы интересы потерпевшего всегда были защищены?

«Я бы исходила из интересов потерпевшего», - говорит Паукшис. Если у потерпевшего, например, есть имущественное требование к солдату-союзнику, то прокурор должен оставлять дело в Эстонии и не соглашаться с его передачей.

Если описанное выше касается договора SOFA, который действует сейчас по отношению к находящимся в Эстонии британским, французским, датским и испанским солдатам, то к солдатам США и Германии применяются правила, которые в большей степени предоставляют права этим государствам.

Нужно требовать возвращения права

С Германией Эстония заключила договор в 2007 году, а с США – в январе этого года.

В обоих договорах Эстония пообещала, что государство не будет расследовать преступления солдат-союзников даже в том случае, если у нее есть на это право по договору SOFA: Эстония автоматически отказывается от этого права и передает его этим странам.

Например, если американский солдат в состоянии уголовно наказуемого опьянения совершит в Эстонии аварию с пострадавшими, производство будет вести военный суд США.

«Да, мы заранее отказываемся от применения своей юрисдикции, но в особых случаях может вернуть ее в течение 21 дня», - объясняет руководитель правового отдела Министерства обороны Калле Кирсс. В случае аварии или избиения этого не делается, но применяется при преступлениях против личности – таких, как убийство или изнасилование.

«У нас нет права применить свою юрисдикцию, если деяние было совершено во время исполнения служебных обязанностей. Тут эксклюзивное право принадлежит США», - сказал Кирсс. А то, совершил солдат-союзник преступление во время исполнения служебных обязанностей или вне него, определяет его непосредственный командир на месте.

И востребование имущественного ущерба по договору SOFA обычно происходит по-разному. Если войска союзников причинят ущерб эстонским вооруженным силам во время исполнения служебных обязанностей, возмещения ущерба не требуют. От возмещения другого ущерба государственному имуществу отказываются, если размер ущерба меньше, чем 1400 долларов США. Ущерб, причиненный союзниками во время исполнения служебных обязанностей третьим лицам, возмещают вооруженные силы.

И хотя условия договора могут выглядеть весьма неравными, по словам Кирсса, на это есть исторические причины. А именно, идея SOFA заключается в том, чтобы защитить солдата в странах, где наказания могут быть непропорционально более жесткими, чем те, что применяются в его собственной стране. Такие же договоры есть и у Эстонии со странами, в коотрых эстонские военные выполняют миссии.

Когда десятки лет назад США ратифицировали договор SOFA, Конгресс дал понять, что для еще более лучшей защиты своих солдат в дальнейшем нужно заключать и двусторонние дополнительные договоры. Первый такой договор был заключен в 1960-х с Голландией. Теперь у США, кроме Польши, Германии и Италии, такие договоры есть со всеми странами Балтии.

По словам Кирсса, заключенный 9 января договор не был односторонним, поскольку американцы согласились с пожеланиями Эстонии. Например, США взяли на себя обязанность сохранять окружающую среду Эстонии во время обучения. Также, в случае, если какой-то солдат-союзник будут отдан в Эстонии под суд, его будут обязаны доставлять сюда на судебные заседания.

По словам Кирсса, не стоит бояться, что интересы потерпевших не будут защищены: «Я считаю, нам не нужно особо беспокоиться. Я верю, что люди, которые совершат правонарушения, будут наказаны через военную систему».

Британский солдат ударил в Старом

городе помощника полицейского

Первый и единственный пока в Эстонии случай, когда прокуратура была вынуждена в рамках договора SOFA отказаться от ведения производства дела солдата-союзника, произошел ранним летом прошлого года.

4 июня прошлого года британский моряк 1991 года рождения оскорбил двух находившихся в патрулировании улицы Вана-Виру помощников полицейских. Когда после инцидента с моряка сняли наручники, он ударил одного из стражей порядка и начал ему угрожать.

За деяние, предусмотренное 274 статьей Пенитенциарного кодекса, полагается уголовная ответственность, поскольку насилие было применено против представителя власти, исполнявшего служебные обязанности. В качестве наказания за это можно получить до пяти лет тюрьмы.

По договору SOFA в октябре 2016 году дело со всеми собранными в Эстонии доказательствами было передано военной полиции Великобритании. Какое решение будет принято британцами, пока не известно, поскольку прокуратура не получала извещения о прекращении производства. PM

Сколько солдат-союзников сейчас в Эстонии?

  • Британцев почти 840
  • Французов более 320
  • Американцев – 200
  • Испанцев более 130
  • Датчан – два
Наверх