Мария Гайдар: у нас на Украине демократия. Никто не знает, что будет завтра (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Mikhail Markiv/RIA Novosti

Советник президента Порошенко и депутат Одесского облсовета Мария Гайдар рассказала в интервью Rus.Postimees об успехах Украины и заодно объяснила, почему Михаил Саакашвили стал украинским оппозиционером. 

Бывший российский, а ныне украинский политик Мария Гайдар, в недавнем прошлом работавшая в одной команде с экс-губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, из-за плотного рабочего графика не смогла посетить открывающуюся в пятницу в Таллинне международную конференцию имени Леннарта Мери. В разговоре по телефону Гайдар отметила, что после смены гражданства в Россию она больше не ездит, а с друзьями и родственниками нередко встречается в Эстонии. 

- По вашей оценке, насколько успешно украинские власти контролируют страну?

- Как человек, приехавший из России, я смотрю на происходящее несколько иначе. Я вижу достаточно серьезное движение вперед с точки зрения всех силовых структур: вижу армию, полицию, нацгвардию. Вижу, как окрепли силовые структуры за эти годы. При взгляде на наших полицейских, военных, людей с автоматами, становится понятно, что эти люди нас защищают. Для такого небольшого периода и того состояния, в котором находилась Украина, - это очень большой прогресс.

Есть определенные успехи в экономических реформах, но их, к сожалению, пока недостаточно. Социальные реформы только начинаются. Если смотреть на это в перспективе и понимать, через какие перемены проходит страна, то можно сказать, что достигнуто очень много. Но, конечно, нам, украинцам, хотелось бы гораздо большего.

При этом хочу особо отметить, что у нас демократия. Никто точно не знает, что будет завтра, ситуация постоянно меняется. Наверное, она такая же нестабильная, как в любой настоящей демократии.

- Почему Михаил Саакашвили не ужился с украинской властью?

- Саакашвили – человек с огромным опытом и авторитетом. Я с большим уважением отношусь к тому, что он сделал в Грузии. Это тот человек, который смотрит на процесс изменений очень амбициозно и решительно, имеет четкое представление о том, как это должно происходить. В условиях, которые отличаются от того, что было в Грузии, ему не удалось сделать то, что он мог бы сделать. Очень жаль. Для всех нас это плохо. Но он продолжает бороться так, как верит и считает это необходимым. Ему не удалось осуществить задуманное, работая внутри этой системы, но как идейный и принципиальный человек, не пасующий перед трудностями, он пошел дальше и начал бороться с системой.

Михаил Саакашвили создает в Киеве движение новых сил, активно ездит по стране, встречается с людьми, то есть ведет прямую политическую работу, а также передачу на телеканале Zik (львовский телеканал - прим.ред.). Он хочет смены элиты и полного обновления того, что есть сейчас. Саакашвили целенаправленно работает на это – через строительство политической партии, а не изнутри системы.

- Нужно ли Украине выстраивать отношения с Россией?

- Отношения с Россией нам нужно выстаивать вместе с международным сообществом,  вместе со всеми. Причина в том, что Россия – это не только проблема Украины, это проблема общая. 

- Может ли Запад «простить» России Крым, если ему это будет выгодно?

- Если мы сами забудем и простим, то Запад сделает то же самое. Но мы не забудем и не простим! Это наша позиция, и мы будем за нее бороться. Конечно же, для них это чужие проблемы, Украина далеко, но так или иначе, всё это находится в Европе. Как про это можно забыть? Это базовые фундаментальные вещи. Это все равно, что забыть про общую безопасность и основные принципы. Разумеется, можно забыть всё что угодно, и мы, к сожалению, видим такие примеры, когда даже на самые страшные вещи закрываются глаза. Но я не думаю, что это будет тот самый случай. Это происходит в центре Европы. Мы про это не забудем и не дадим никому забыть!

- Как вы оцениваете протестный потенциал в России?

- Со стороны мне кажется, что происходит что-то серьезное. Во-первых, абсолютно дезориентированы региональные элиты, поскольку в системе поменялись правила игры. Во-вторых, выросло новое поколение, которое не смотрит телевизор, воспитано на других принципах и ценностях. И это гораздо важнее. Их реальность очень сильно отличается от того, что показывают по телевизору и от того, что происходит в политике. Эстетически данные реальности не совпадают.  

Если почитать публикуемые на портале Meduza диалоги, то мы видим то, к чему пришла существующая система. Это была попытка выстроить повестку будущего, опираясь исключительно на образы прошлого. Это достаточно эффективно работало с тем поколением, которое знало, что такое Советский Союз, где можно было апеллировать к этим чувствам. А новое поколение вообще не понимает, о чем идет речь. Они рассуждают абсолютно иначе, как-то по-человечески, в понятных категориях. Страшилки и стандартные образы на этих детей уже не действуют.

Если власть ничего не может предложить будущему поколению, то будущее поколение обязательно будет с ней бороться. А власть не может предложить ничего нового и интересного ни с эстетическо-нравственной точки зрения, ни с точки зрения работы. 

- В последнее время мы много слышим о разных проблемных темах в России, взять хотя бы дальнобойщиков и снос хрущевок. Может ли оппозиция заработать на этих темах очки?

- Конечно, может. Проблема – в конвертации. Если никаких альтернативных кандидатов на выборы регистрировать не будут, а это, скорее всего, так и будет, то единственная возможность каким-то образом на что-то повлиять – это выйти на протест. Смогут ли взволнованные жители влиться в единый протест с политическими целями – не знаю. Думаю, это вполне возможно, хотя на самом деле пока такого не происходило. В случае пятиэтажек речь идет о Москве. Квартиры – это всем понятная тема, поэтому здесь может быть всё, что угодно.

Если подытожить сказанное, то я вижу несколько предпосылок. Изменение правил внутри самой политической элиты ее деморализует, там не знают, как себя вести. Во-вторых, идут параллельные процессы, которые сильно раздражают людей. Это и пятиэтажки, и проблемы дальнобойщиков. В-третьих, новое молодое поколение – с новыми медиа и каналами в youtube, с другой эстетикой и другими ценностями. Оно не испугано и понимает, о чем им говорят. А когда говорят, что Медведев плохой, потому что украл, и с него надо за это спросить, то они так это и воспринимают: значит, с него надо за это спросить. Они не знают того нарратива, который знает любой российский человек, которому за сорок: мол, не суйся не в свои дела, все крадут и т.д. У этих детей уже нет всего этого, что очень важно. 

Ключевые слова

Наверх