В течение последующих четырех лет общая налоговая нагрузка поднимется на самый высокий за время, прошедшее с восстановления независимости, уровень, что, по оценке министра финансов Свена Сестера, должно подстегнуть экономический рост и увеличить доходы людей.
Налогоплательщика ждет новая, небывалая нагрузка (3)
«В конце прошлого года, когда создавали новую коалицию и составляли коалиционный договор, я обратил внимание на то, что он может оказать нежелательное влияние на налоговую нагрузку. От снижения социального налога отказались, пошли на повышение акцизов и пообещали ввести новые налоги», - описал ситуацию бывший министр финансов, член парламента от Партии реформ Айвар Сыэрд, который является членом финансовой комиссии.
«В конце года приняли поправки к Закону о подоходном налоге, с которыми ввели с начала 2018 года ступенчатый свободный от налогов минимум, в результате чего снизится налоговая нагрузка на рабочую силу в самом низу зарплатной шкалы, но увеличит на верху», - продолжил Сыэрд и добавил, что на этом фоне можно предсказать общее увеличение налоговой нагрузки.
Член финансовой комиссии Рийгикогу сказал, что под влиянием налоговых изменений новой коалиции в последующие годы можно ожидать самую высокую налоговую нагрузку в Эстонии. Уже в этом году нагрузка вырастет до уровня 35 процентов от ВВП. Повышение продолжится и в 2018 году, когда она поднимется до уровня 35,8 процента от ВВП.
Снижение налогов на рабочую силу
На самом деле, по заверению Министерства финансов, согласно их собственному прогнозу на последующие пять лет, в 2018 году нагрузка вырастет до 35,8 процента, а после легкого скачка вниз в 2020 году, останется на том же уровне и в 2021 году.
Министр финансов Свен Сестер (IRL) обращает внимание на то, что на фоне роста налоговой нагрузки налоги, которые взимают с работодателей, снизятся с 34,6 процента в 2016 году до 34 процентов в 2018 году. Сестер подчеркнул, что на налоговый план правительства нужно рассматривать целиком.
«Поправками мы поддерживаем экономический рост и увеличиваем доходы людей, а заодно способствуем здоровому и бережному по отношению к окружающей среде поведению. По сути мы заставляем налоговую нагрузку работать на потребителя», - сказал он. Он также отметил, что снижение налогов на рабочую силу сделает структуру налоговой нагрузки более дружелюбной по отношению к экономическому росту.
«Налоги на рабочую силу значительно снизит реформа не облагаемого налогом дохода: в 2018 году свободный от налога доход у людей с низкими и средними зарплатами вырастет до 500 евро в месяц, если их доход остается меньше 1200 евро в месяц. Ставка эффективной рабочей силы в будущем году снизится на 0,74 процента от ВВП», - описал министр.
Также Министерство финансов в своем прогнозе налоговой нагрузки подчеркивает то, что, по данным Евростата, еще в 2015 году налоговая нагрузка в Эстонии составляла 33,9 процента от ВВП, что на пять процентных пунктов ниже, чем в среднем по Европейскому союзу.
В кризисное время налоги выше
«В начале нынешнего тысячелетия налоговая нагрузка была в пределах 30-32 процентов и абсолютного максимума достигла во время кризиса, в 2009 году, когда нагрузка выросла до 34,8 процента от ВВП», - припомнил Сыэрд.
Он также отметил, что поскольку налоговую нагрузку вычисляют из годового дохода от налогов по отношению к ВВП, то в кризисное время нагрузка выросла главным образом из-за резкого падения ВВП и, с другой стороны, под влиянием повышения ставки налога с оборота и других налоговых изменений.
«Сейчас мы видим то, что налоговая нагрузка поднимается в кризисное время, когда важным фактором становится резкое снижение ВВП», - сказал работавший прежде и руководителем Налогового департамента, так и министром финансов Сыэрд.
И хотя Сестер признает, что Эстонию впереди ждут годы высокой налоговой нагрузки, по словам Сыэрда, теперь находящегося в оппозиции, министр финансов еще в конце прошлого года, когда в Рийгикогу работали над бюджетом на 2017 год, не хотел признавать большого роста налоговой нагрузки.
«Представляя бюджет, он сказал, что налоговая нагрузка находится в состоянии снижения, а потом - что нагрузка не увеличится. На самом деле, все наоборот», - отметил Сыэрд, который считает, что повышение налоговой нагрузки является проблемой для нашей экономики и конкурентоспособности предприятий.
По его словам, например, в Латвии и Литве налоговая нагрузка составляет 30 процентов по отношению к ВВП: «И инвесторы – если они инвестируют в какое-то государство или в регион – всегда в числе прочего обращают внимание на то, какова общая налоговая нагрузка в стране».
«Союз налогоплательщиков сказал, что оптимальная налоговая нагрузка для Эстонии могла бы быть 33,3 процента от ВВП, и я сам разделяю эту позицию. В нынешнее время это тот уровень, который обеспечил бы экономике Эстонии достаточную конкурентоспособность, поддержал бы инвестирование и создание рабочих мест», - отметил Сыэрд.
Понятное недоверие оппозиции
Председатель финансовой комиссии Рийгикогу, центрист Михаил Стальнухин 3 мая говорил с трибуны парламента, что ему понятно недоверие оппозиции по отношению к шагам правительства, поскольку точно такие же опасения царили в обществе и при вступлении в Европейский союз или при обмене крон на евро.
«Совершенно ясно, что без поддержки Европейского союза мы бы просто не реализовали многих проектов. И по отношению к евро страх был больше, чем оказалось на самом деле, поскольку новые деньги разогнали инфляцию, но дали важный толчок экономике», - сказал председатель финансовой комиссии.
Он привел пример, что правительство в 2018-2021 году планирует увеличить ВВП на 25 процентов, довести среднюю зарплату до уровня 1500 евро и инвестировать, чтобы обеспечить лучшую жизнь для жителей Эстонии, а также вернуть уехавших за границу эстонцев обратно.
По его словам, у правительства амбициозные планы, в отношении которых можно слышать непонятную критику, но экономика не проще математики, а прогнозы экономических экспертов и реальность совпадают не всегда.
«Чиновники Министерства финансов и коалиционные политики видят наши прогнозы в более позитивном свете, чем оппозиционные политики», - сказал Стальнухин.
КОММЕНТАРИЙ
Праздник за завтрашний счет
Тыну Пальм
Экономический аналитик Nordea
Важнее конкретных процентов роста налоговой нагрузки, имеющиеся в этом контексте экономические структурные и долгосрочные вызовы. Кроме перераспределения денег всегда есть вопрос, на что будут направлены собранные средства и насколько высокий рост это вызовет в долгосрочной перспективе.
Мы готовимся к слишком короткому периоду, когда темп роста доходов от налогов у государства начнет замедляться. Мы пытаемся снизить рост расходов на здравоохранение, а также необходимость вложения в развитие и конкурентоспособность рабочей силы. Например, получение неналоговых доходов государства, на которое влияли получаемые дотации, начнет замедляться с 2019 года. Будем ли мы готовы к этому без того, чтобы для потенциального роста брать кредиты и продавать имущество.
Если в годы с хорошим ростом мы планируем рост расходов в правительственном секторе, то в случае нового экономического кризиса результатом станет большая долговая нагрузка. Постепенный рост налоговой нагрузки, в том числе номинально спрогнозированные дефициты бюджетов, и меньший вклад в увеличении государственного имущества даже в годы потенциального роста говорят скорее о желании быть популярными (выборы приближаются).
Рост экономики Эстонии в большей степени опирается на частное потребление и на дальнейшие дополнительные инвестиции, ориентированные на внутренний рынок. Рост инфляции заметно быстрее, чем в среднем в еврозоне. Доходы от налогов мы, таким образом, во многом собираем из базы экономического роста, который создает внутренний спрос, и куда распределяем? Это маленький праздник за завтрашний счет.