Наряду с уменьшением количества домашних библиотек Таранд останавливается также на сформулированном исследователями своеобразном аспекте – осовременивании домов. «Как правило, люди улучшают свои жилищные условия, и даже с учётом т.н. открытой планировки необходимая для установки книжных полок площадь в обновлённых условиях не должна уменьшаться, - рассуждает автор мнения. - Ну не займут же эти полки слишком много пространства, так ведь?».
В своём опроснике университетские исследователи предложили респондентам отталкиваться от 50 книг на один метр книжной полки. Другими словами, в квартиру даже с самым низким потолком поместилось бы девять полок от самого пола – то есть для хранения 500 книг понадобилось бы всего лишь чуть больше одного метра стены.
В качестве одной из причин непопулярности книг респонденты приводили их высокую стоимость. При покупке книг без каких-либо скидок стоимость метра полки составляла бы почти тысячу евро, то есть состоящая из тысячи книг библиотека обошлась бы её владельцу в 20 000 евро. «Как уже отмечалось ранее, подобные расходы на протяжении лет позволяли себе лишь 3% домохозяйств, в то время как на новые автомобили, цена которых сопоставима со стоимостью приличной библиотеки, жители Эстонии тратят в год гораздо более 20 тысяч, - пишет Таранд. - За 10 лет ценность авто упадёт до ноля, ценность же библиотеки может даже вырасти. Значит, потребность в передвижении несравнимо выше потребности в чтении».
Согласно данным Департамента статистики за 2015 год каждый член семейного хозяйства потратил на покупку книг, а также газет и журналов, 40,8 евро. «Если предположить, что половина этой суммы была потрачена на книги, и что каждое третье домохозяйство вообще покупает книги, то это означало бы пополнение книжных полок в среднем на 125 евро в год, - калькулирует Таранд. - Неважно, 6 или 15 книг было приобретено за эту сумму – при любом раскладе библиотеки должны были стабильно пополняться, и за 25 лет восстановления независимости большее число домохозяйств должно было переместиться по количеству книг в высшую категорию, но не переместилось же!».