Таранд : книги «вымирают»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Каарел Таранд
Каарел Таранд Фото: Erakogu

Непопулярность домашних библиотек свидетельствует о том, что люди больше не считают книги товаром длительного пользования – после прочтения они, словно использованные упаковки, просто выкидываются на помойку. Получается, что книголюб всё больше становится вымирающим видом, с горечью констатирует на страницах «Учительской газеты» публицист Каарел Таранд.

По случаю международного Дня книг Департамент статистики опубликовал результаты исследования размеров домашних библиотек жителей Эстонии, согласно которому в стране насчитывается лишь 3% домов, количество книг в которых больше тысячи. В 12 процентах домов книг от пятисот до тысячи, более же ста книг можно найти в 51% домовладений, коих в нашей стране насчитывается около 600 тысяч. Другими словами, домов с обширными библиотеками в Эстонии всего 18 тысяч, любовь же к книгам можно назвать прихотью никчемного меньшинства, пишет Таранд.

Совсем недавно учёные Тартуского университета опубликовали неутешительные результаты долгосрочного (2002-2016 гг.) исследования под названием «Я. Мир. Медиа». Они свидетельствуют о том, что за последние десятилетия интерес эстоноземельцев к покупке и чтению книг не упал, а рухнул.

«По сравнению с началом 1980-х доля эстоноязычных покупателей книг упала почти в три раза – с 91 процента до 35%, а русскоязычных – с 76% до 23%», - ссылается Таранд на авторов исследования Марью Лауристин и Пеэтера Вихалемма.

«Таким образом, потребность в книгах стала обратно пропорциональна наличию высшего образования, - поясняет публицист. - В Эстонии проживает 285 000 человек со степенью от бакалаврской до докторской, однако имеется только 90 000 домов с количеством книг более пятисот. Все люди с высшим образованием не живут парами, а потому следует с сожалением констатировать, что по меньшей мере в половине домов т.н. интеллигентской прослойки маловато книг. Винить в этой ситуации один только интернет не стоит».

Наряду с уменьшением количества домашних библиотек Таранд останавливается также на сформулированном исследователями своеобразном аспекте –  осовременивании домов. «Как правило, люди улучшают свои жилищные условия, и даже с учётом т.н. открытой планировки необходимая для установки книжных полок площадь в обновлённых условиях не должна уменьшаться, - рассуждает автор мнения. - Ну не займут же эти полки слишком много пространства, так ведь?».

В своём опроснике университетские исследователи предложили респондентам отталкиваться от 50 книг на один метр книжной полки. Другими словами, в квартиру даже с самым низким потолком поместилось бы девять полок от самого пола – то есть для хранения 500 книг понадобилось бы всего лишь чуть больше одного метра стены.

В качестве одной из причин непопулярности книг респонденты приводили их высокую стоимость. При покупке книг без каких-либо скидок стоимость метра полки составляла бы почти тысячу евро, то есть состоящая из тысячи книг библиотека обошлась бы её владельцу в 20 000 евро. «Как уже отмечалось ранее, подобные расходы на протяжении лет позволяли себе лишь 3% домохозяйств, в то время как на новые автомобили, цена которых сопоставима со стоимостью приличной библиотеки, жители Эстонии тратят в год гораздо более 20 тысяч, - пишет Таранд. - За 10 лет ценность авто упадёт до ноля, ценность же библиотеки может даже вырасти. Значит, потребность в передвижении несравнимо выше потребности в чтении».

Согласно данным Департамента статистики за 2015 год каждый член семейного хозяйства потратил на покупку книг, а также газет и журналов, 40,8 евро. «Если предположить, что половина этой суммы была потрачена на книги, и что каждое третье домохозяйство вообще покупает книги, то это означало бы пополнение книжных полок в среднем на 125 евро в год, - калькулирует Таранд. - Неважно, 6 или 15 книг было приобретено за эту сумму – при любом раскладе библиотеки должны были стабильно пополняться, и за 25 лет восстановления независимости большее число домохозяйств должно было переместиться по количеству книг в высшую категорию, но не переместилось же!».

Наверх