Вчера Государственный суд оставил в силе поправки к закону, которые разрешают депутатам Рийгикогу одновременно входить в состав городского или волостного собрания.
Госсуд разрешил быть дважды депутатом (1)
Поправки к закону пытались опротестовать в суде волостные собрания Кыпу, Ляэне-Сааре, Вормси и Козе: просили признать их противоречащими конституции. С точки зрения истцов, поправка прежде всего задевает право самоорганизации самоуправлений, поскольку есть опасность, что входящий в волостное собрание депутат парламента будет принимать решения в собрании, исходя из интересов государства, а не волости.
По оценке Государственного суда, поправки не противоречат конституции. Суд отметил, что объединение мандата члена Рийгикогу и собрания может помочь в определенном политическом сближении государства и регионов на уровне принятия решений. В то же время основная идея автономии самоуправления не требует, чтобы люди, решающие вопросы местной жизни, не имели никакого отношения к принятию решений о жизни государства.
«Ситуация, когда депутаты парламента лучше понимают проблемы на местах, обеспечит и больший учет прав и интересов подразделений самоуправления на уровне законотворческой деятельности», - отметила коллегия Государственного суда по надзору за конституционностью.
Госсуд пришел к выводу, что закон не обязывает самоуправление организовывать свою работу таким образом, чтобы был учтен распорядок работы Рийгикогу. Собрание определяет свое рабочее время самостоятельно, а законы, о которых идет речь, не сужают, по оценке суда, компетенцию собрания.
«Поскольку собрание в любом случае не является основным местом работы депутатов, рабочее время нужно организовывать так, чтобы учитывать интересы всех его членов, в том числе, необходимость выполнять основную работу», - сообщил Государственный суд, по оценке которого, работающий в Рийгикогу член собрания ничем не отличается от других депутатов, имеющих основную работу.
Суд считает, что нужно помнить о том, что Эстония – это парламентская республика, в которой главной политической силой являются партии: «Последние ставят перед собой цель работать как в государственной власти, так и в местных самоуправлениях. Поэтому нормально, если партии представлены как в Рийгикогу, так и в собраниях самоуправлений». Если одна и та же партия может быть представлена как в парламенте, так и в самоуправлении, странно запрещать депутату Рийгикогу являться также и депутатом собрания.
Большая часть депутатов парламента обычно участвовала и в местных выборах, в том числе, и в то время, когда входить в оба органа власти было нельзя. Тогда выбранному в собрание депутату Рийгикогу приходилось выбирать, где он хочет работать. Чаще всего депутаты собраний решали в пользу парламента.
Поэтому депутатов парламента использовали на местных выборых в качестве подсадных уток, целью которых было принести голоса партии, а не работать в собрании.
Благодаря принятым прошлым летом и вступающим в силу уже в октябре этого года во время выборов в органы самоуправлений поправкам члены Рийгикогу смогут избежать роли подсадных уток и получат право работать в обоих органах власти. Больше всего это изменит составы собраний в крупных самоуправлениях, прежде всего, в Таллинне.
Входящий в правление Свободной партии депутат парламента Андрес Аммас сказал, комментируя решение Государственного суда, что речь идет лишь о юридической оценке, которая не сделает членов Рийгикогу более уважаемыми в глазах избирателей на местных выборах.
По его оценке, в решении Госсуда не учтена проблема, что в Эстонии царит политическое бескультурье, а автономия самоуправлений постоянно сокращается: «Суд не может дать политическую оценку, но жизнь сложнее, чем статья закона».
По словам Аммаса, поправки, внесенные по желанию крупных партий, которые позволяют использовать подсадных уток на выборах, оставляют избирателей в дураках.
«Раньше депутаты парламента были просто магнитами для притягивания голосов, не планировавшими работать в собраниях. Теперь депутаты смогут сидеть на двух стульях, вмешиваясь с позиции государственной власти в местную жизнь и отодвигая в сторону местных политиков», - сказал Аммас, по словам которого, отдельная тема – это участие в выборах министров, поскольку, будучи избранными, они не откажутся от министерского портфеля и не пойдут работать в самоуправление.
Спор, длившийся годами
Спор о том, могут ли депутаты входить в составы собраний, начался еще в начале 2000-х годов. Весной 2001 года правительство инициировало законопроект о внесении поправок в Закон о выборах в самоуправления, в который конституционная комиссия в ходе производства добавила запрет быть одновременно и депутатом парламента, и членом собрания.
По словам тогдашнего члена Конституционной комиссии Марта Нуття (IRL), во время внесения поправок пришли к выводу, что слишком много одних и тех же людей находится на многих должностях, а также хотели увеличить возможности других людей также участвовать в политике.
«Естественно, было известно, что в Финляндии к делу подходят иначе и подчеркивают, что член парламента должен входить в собрание, чтобы укрепить связь со своим избирательным округом. У нас было решено сделать иной выбор», - сказал он.
Нутть отметил, что и сам в течение шести лет одновременно был членом собрания и Рийгикогу, а это очень тяжело. Так что, с его точки зрения, такое решение можно считать желанием политиков облегчить себе жизнь.
В марте 2002 года 55 голосами «за» и 31 голосом «против» Рийгикогу принял закон. «За» были: Партия реформ, Центристская партия, Народный союз, Объединенная народная партия и Коалиционная партия. «Против» – Исамаалийт и Умеренные. Запрет сидеть на двух стульях должен был вступить после осенних местных выборов 2005 года.
Но в конце 2004 года реформист Вяйно Линде подал предложение о поправке к Закону об организации местных выборов, что отодвинуло время вступления нового закона в силу. Линде объяснил свое предложение тем, что отмена запрета позволит депутатам лучше быть в курсе местных проблем, что сыграет положительную роль и при принятии решений на государственном уровне. Предложение поддержали Партия реформ, Центристская партия и Народный союз.
В марте 2005 году, то есть всего за несколько месяцев до местных выборов, Линде вместе с входящим в Центристскую партию Айном Сеппиком инициировал законопроект, меняющий Закон об организации работы Рийгикогу, чтобы запрет на работу в собраниях не вступил в силу.
Парламент был с этим согласен, и оба закона были приняты 12 мая. Изменения порядка работы на окончательном голосовании поддержали Res Publica, Партия реформ и Центристская партия, а принятие закона о порядке в самоуправлениях - еще и Народный союз. Так депутаты Рийгикогу вновь получили право быть дважды депутатами, то есть одновременно работать и в парламенте, и в городском или волостном собрании.
Но на этом спор не закончился, а именно, с этим не согласился президент Арнольд Рюйтель, который не провозгласил закон об организации работы и обжаловал его в Государственном суде. В середине октября 2005 года коллегия по надзору за конституционностью признала поправки противоречащими конституции. «Коллегия не считает демократичными поправки, принятые непосредственно перед выборами, что может существенно повлиять на результаты выборов или в пользу другой политической силы», - отметил суд.
Запрет на работу в собраниях внесли и в закон о статусе депутата Рийгикогу, принятый в 2007 году. Запрет был упразднен благодаря закону, инициированному в феврале прошлого года конституционной комиссией и принятому в июне. Такое решение поддержали Партия реформ, социал-демократы и IRL.