По словам одного из собственников фирмы по продаже автомобилей Amserv Grupp, более 25 лет действующего на рынке, Райво Аависто (57), при введении все равно каких новых налогов нужно привлекать предпринимателей. Нестабильная налоговая политика также может стать судьбоносной для проекта е-резидентства в Эстонии.
Собственник Amserv: зарубежный инвестор уйдет, если будет недоволен правительством Эстонии (1)
- В прошлом году Amserv отметил 25-летие своей деятельности, на данный момент вы работаете столько же лет, сколько лет и восстановленной независимости Эстонии.
- Во многих вещах мы пытались быть первыми – быть не только лидером рынка, но и предлагать какие-то современные, инновативные вещи, или хотя бы просто находиться на передовой. Нам удалось стать первой фирмой, которую внесли в Бизнес-регистр Эстонии – это было 19 сентября 1995 года, но само предприятие мы зарегистрировали 30 января 1992 года.
В то же время мы были фирмой, которая первой открыла счет концерна в Swedbank. Прежде о такой возможности и не знали. Мы были первыми, кто организовался в структуру концерна. Также мы были первыми, кто получил право от Налогового департамента высчитывать обратно внутренний налог с оборота.
Когда в конце рождественского периода 1991 года мы с другим Райво (Райво Кютт – второй основатель Amserv – ред.) обсуждали свои планы, мы даже не могли представить, что из нашей фирмы получится ведущий автоконцерн стран Балтии.
За прошедшие 25 лет проданы 60 000 легковых автомобилей, а обслуживание прошли 1,5 миллиона клиентов. Образно можно сказать, что каждый эстонец – от младенца до старика – хотя бы раз побывал у нас.
- Если посмотреть на продажи ваших автомобилей, то насколько изменились предпочтения эстонцев?
- Очень сильно изменились. Ведь независимость государства означала то, что нужно было поменять весь автопарк. Если раньше предпочитали использованные, но большие машины, то сейчас больше предпочитают маленькие, но новые.
У нас была и статистика, что 48 процентов от всех проданных за это время машин были серыми или серебристыми. Сейчас эстонец уже начал смело выбирать различные цвета и белый цвет, который в первое десятилетие вообще исключался.
Также можно сказать, что эстонцам нравится дизайн и он в курсе имеющихся трендов. Отслеживают, что происходит в мире, и хотят получить часть этого. Также изменилось и предпочтение в том смысле, что все больше хотят дружественный к окружающей среде автомобиль и это сейчас очень заметно. Доля продажи таких машин постоянно растет. Эстонцы приняли как свои машины с гибритными двигателями и тут ведущая роль у Toyota и Lexus, которые считаются лидерами в мире гибридных моторов.
Из представленных у нас брендов, Toyota на протяжении многих лет стабильно остается одной из ведущих в Эстонии марок автомобилей. В этом году, по сравнению с остальной Европой, мы имеем рекордную долю рынка, то есть в первые четыре месяца года Toyota занимала 15,7 процента рынка.
- Сейчас вы работаете в пяти городах Эстонии, есть ли планы дальнейшего расширения?
- На самом деле, в Эстонии у нас восемь представительств, три из них в Таллинне, два – в Тарту и по одному в Пярну, Вильянди и в Пайде.
Это опять же своеобразно, что если в регионе закрывают все больше банковских контор, банкоматов и есть тренд на снижение, то автофирмы уходят из Таллинна. Все больше хороших центров открывается в различных городах.
Мы нашли вполне хороший баланс, но при росте рынка не исключаем, что откроем представительство еще в каком-нибудь городе. В последние пару лет мы довольно много инвестировали с осовременивание уже имеющихся центров.
Кроме Эстонии и Латвии, которые являются нашими основными рынками, мы работаем в Белоруссии, Литве и Финляндии. Правда, в Финляндии у нас всего одно представительство. Но еще в конце 90-х мы решили сконцентрироваться на двух домашних рынках.
В прошлом году мы инвестировали с эстонские представительства три миллиона евро. В Риге открыли новый центр Lexus, и объем общих инвестиций в Латвию составил еще полтора миллиона.
- Если ли планы расширить перечень марок автомобилей, кроме тех, что вы сейчас представляете в Эстонии?
- Ну, мысли есть, однако, они пока в начальной стадии. Можно сказать, что на ближайшее время конкретных планов нет. Но мы держим глаза открытыми и смотрим на возможные варианты в развитии как у мировых автопроизводителей, так и в плане технологий.
Это развитие в последние годы заметно ускорилось. Недавно мне посчастливилось прокатиться в Осло на первой серии водородной машины Toyota Mirai. Машина оставила впечатление весьма современной и нацеленной на будущее. В Пярну началось строительство первой водородной заправки. У водорода, конечно, весьма сильное будущее.
Мы пытаемся отслеживать все направления будущего, например, самоходные машины, элетро- и водородные машины, а также иные инновативные средства передвижения. Недавно мы доставили в наше представительство на продажу и получили право на обслуживание электророллеров Stigo.
- Если посмотреть крупным планом, как вы оцениваете авторынок Эстонии?
- Эстонский авторынок растет и продолжается это уже много лет. Если в прошлом году рост был почти в десять процентов, то и в этом году за первые четыре месяца сохранялась тенденция роста в пределах семи-восьми процентов. Это оптимально. Заметно больший рост показывает Латвия, где за первые четыре месяца он составил целых 25,7 процента и предсказывают еще большее его увеличение.
В то ж время автопарк не молодеет так быстро, как мог бы. Средний возраст машин в нашем регистре – 13,8 года и это много. И если посмотреть на новое регистрируемые машины, по реальной статистике, что в Эстонии, что в Латвии содержание СО2 все же находится на втором месте.
Что же в целом касается авторынка, то тут много представителей. Авторынок хорошо поделен и из-за конкуренции, возникающей от требований заводов и поставщиков, в Эстонии сформировалась очень плотная торговая сеть.
И потребители все больше предпочитают практичные и дружественные к окружающей среде автомобили. Это направление хорошо заметно по последним месяцам. Например, в апреле количество проданных маленьких машин среднего класса выросло на 51 процент.
- Вы сказали, что Эстонский авторынок достаточно поделен, в то же время на прошлой неделе можно было прочесть о сокращении двух действующих в Эстонии розничных продавцах. Может ли такое произойти еще и насколько велика вероятность, что придет кто-то еще?
- Да, на прошлой неделе United Motors купили одну из ведущих в Европе сетей розничной торговли Inscape. Однако аналогичных крупных сделок не было много лет, последней была покупка Korea Auto во времена финансового кризиса.
Но я считаю, что таких сокращений нельзя полностью исключать. Это общеевропейский тренд. Скорее, я скажу, что сокращения, объединения и переходы могут происходить и дальше, поскольку в Эстонии представлено очень много марок, даже больше, чем в Финляндии.
Постепенно к Европе подбираются китайцы, чье развитие в последние годы было очень и очень крепким. Это лишь вопрос времени, когда они придут в Европу.
- Как предприниматель вы видели весь период после восстановления независимости. Какие годы за время своей работы вы считаете самыми сложными?
- Это можно сказать обо всех годах: если сравнить с морем, то мы видели ветер и шторм, но видели и солнце и штиль. Но самые сложные годы пришлись на конец 90-х – время российского кризиса, но нам тогда помогло это пережить то, что Американская государственная инвестиция Amserv была сделана через Балтийско-Американский инвестиционный фонд.
Естественно, очень сильно на нас повлиял и мировой экономический кризис в 2008 году. Почти 80-процентное падение, которое тогда охватило авторынок, не было таким масштабным ни в одной другой области. Но мы на тот момент накопили достаточно жира и скорее использовали происходящее для своего развития, расширения. Выкупили Korea Auto, сеть Hyndai, а в Латвии в то же время купили у немецкого собственника сеть представительств Opel – Adam Auto.
Но в денежном смысле последний финансовый кризис на нас очень повлиял. Для того чтобы сохранить позитивный кассовый поток, мы были вынуждены радикально распродавать имевшееся на наших складах и совсем по другим ценам, чем машины продаются сегодня. В этом смысле, наш ущерб в те годы был очень большим.
Эти кризисы заставляют посмотреть на себя и начать искать все возможные резервы. Мы полностью переделали структуру, консолидировали услуги и я верю, что мы вышли из этого более сильными, чем были раньше. Это помогает найти в себе внутренние резервы. Это не просто, но здорово, что такие годы пережиты.
- Ну, а какие годы были золотыми?
- Таких периодов тоже было два. Первый был в начале. Мне нравится этот пример: когда мы начали в 1992 году, то за год мы продали 92 машины, а в следующий год уже 840. Такой рост в процентах невероятен. Но поскольку весь автопарк нужно было менять, то продажи были очень большими. Это позволило крепко встать на ноги и заняться развитием.
Это – факт, что мы не использовали происходящее для получения своего дохода – в первые десять лет мы с партнерами не взяли ни цента в виде дивидендов, а инвестировали все в развитие. Все шло на возведение представительств в других городах и регионах.
Второй период пришелся, конечно же, в первое десятилетие 21 века, когда сложилось такое золотое время для торговли. Мы даже шутим, что тогда мы занимались не продажей, а раздачей машин. Нужно было только протянуть руку. Все казалось таким розовым: только лишь тенденция роста и никакого падения. Тогда мы продавали около 8000 машин в год.
Справка: Amserv в фактах и цифрах
- Amserv работает с 1992 года и является одним из крупнейших предприятий стран Балтии по продаже и обслуживанию.
- У Amserv 11 автосалонов в Эстонии и в Латвии, которые продают и обслуживают машины семи марок: Toyota, Lexus, Opel, Chevrolet, Hyndai, Peugeot и Saab.
- Это единственный продавец машин в Эстонии, у которого есть свой колл-центр.
- Треть покупателей новых машин Эстонии предпочитают именно эти марки машин.
- В Amserv работают около 450 человек.
Источник: Amserv
Мы подсчитали, что за время нашей истории мы в среднем продаем около 2,5 машины в день, но это охватывает все периоды – и золотое, и кризисное время.
- Поскольку сегодня тема налоговых изменений является центральной, можно ли отдельно выделить, какие правительства были самыми дружественными по отношению к предпринимателю?
- По налоговой нагрузке и экономическому росту можно сказать, что лучшие правительства были в Эстонии в начале и в середине 2000-х. В то же время, как просто быть популярным во времена экономического роста.
Правда в том, что фундамент для экономики заложили в 1990-х годах и сейчас все хотят быть вишенкой на торте, но и сегодня кто-то должен замешивать тесто и печь его.
Мне кажется, что сейчас идет дискуссия именно на тему, готово ли правительство взять муку в руки, или будет заниматься только тем, чтобы украшать уже зачерствевший пирог.
- А кто был самым враждебным по отношению к предпринимателю?
- Я не могут так выражаться. Я считаю, что предпринимательская среда в Эстонии была очень хорошей. На самом деле, она благоволила как к предпринимательству, так и к бизнесу. В этом смысле, в Эстонии очень хорошо.
- Получается, что бы нынешнее правительство не предприняло, полностью враждебной предпринимательскую среду они сделать не смогут?
- Да, полностью разрушить явно не получится. Но если вернуться к налоговой политике правительства, то первым делом, она должна быть стабильной и безопасной. Это основа бизнес-деятельности. В последние полгода тут было много хаотичного и непредсказуемого.
Налоговая система должна быть качественной, простой и выработанной вместе с участниками рынка. Чтобы не было передергиваний и простого покрытия бюджета. В этом смысле, некоторые идеи и направления правительства были даже пугающими.
- Какие, например?
- Тут пытались как можно быстрее ввести налоги, которые на самом деле требовали и нуждались в гораздо большем анализе. Именно с позиции: а каково их влияние на рынок и бизнес-деятельность. Нужно заметить опасность, чтобы не нарушить границы.
В случае автоналога, например, большой ошибкой было то, что пытались применить старые, полностью изжившие себя показатели – как, киловатт и стоимость автомобиля – и взять их за основу для потенциального налога. Налоговые изменения должны подходить и для современной бизнес-среды, отвечать современным автомобиля, а также учитывать, конечно же, ценность дружественности по отношению к окружающей среде.
Но с позитивной точки зрения хотелось бы отметить, что в этом смысле в Министерстве финансов начал таять лед и там ищут решения, соответствующие сегодняшнему дню.
- Могут ли крупные иностранные предприятие начать уезжать из Эстонии из-за налоговых изменений: например, из-за введения залогового подоходного налога, который появится в 2018 году?
- Это трудно предсказать. Например, банки начнут думать, уходить ли с рынка. Промышленные предприятия и транспорт под ударом и, что тут скрывать, и логистика находится в состоянии мнимой смерти.
Но если спросить, как эти налоги повлияют на предпринимательскую среду, то, на самом деле, Эстония очень успешно запустила проект е-резиденствования, которым пользуются умные люди. Идея э-резидентствования – привлечь в Эстонию новых предпринимателей и новых людей. Теперь в правительстве нужно следить за тем, чтобы одна рука не разрушила то, что строит другая. Если это все же будет так, что и этим э-резидентам нечего тут делать.
На самом деле, хорошо, что оценку нашей экономической среде дают не только жители Эстонии, но у нас есть конкретный экономический измеритель, при наличие которого можно сказать: крутите гайки и местный предприниматель стиснет зубы и переживет это из чувства патриотизма, но иностранный предприниматель просто уедет отсюда и начнет свой бизнес в другом месте.
Справка: Райво Аависто (CV)
- Родился: 13 марта 1960 года.
- Образование: юридический факультет и факультет зарубежной экономики Тартуского университета.
- Должность: председатель совета Amserv Grupp.
- В 2016 году занимал 426 место самых богатых людей Эстонии по версии Äripäev, оценочная стоимость его имущества составляла 7,335 миллиона евро.
- Общественная деятельность: председатель правления Эстонского союза предприятий, продающих и обслуживающих автомобили (AMTEL), президент таллиннского Rotary Klub (2013-2014), член волостного собрания Виймси (2002-2005), президент Балтийского союза дилеров Toyota, президент Теннисного клуба XO (2014-2016).
- Хобби: теннис, гольф, горные лыжи.
- Семейное положение: женат, имеет четверых сыновей.
Источник: Amserv/Postimees