Ансип: Эстония выглядит теперь не самым лучшим образом (10)

Айвар Пау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрус Ансип в Таллинне.
Андрус Ансип в Таллинне. Фото: Айвар Пау

По словам вице-президента Европейской Комиссии и бывшего премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, планы действующего правительства по налоговым изменениями поставили страну в такое положение, что она теперь выглядит на уровне Европы не самым лучшим образом. 

«Обычно я говорю, что Эстония выглядит очень хорошо, но если бы мне пришлось поставить себя на место потенциального инвестора, или если смотреть на происходящего с позиции вице-президента Европейской Комиссии, то больше я не могу утверждать, что дела в стране идут хорошо», - сказал находящийся сегодня в Таллинне Андрус Ансип.

«Что мы знаем об экономике Эстонии? Мы знаем, что зарплаты растут быстро: на шесть-семь процентов. Трудозанятость в течение многих лет находится на самом высоком уровне – в 2016 года она составляла 76,3 процента среди жителей в возрасте 20-64 лет. В четвертом квартале прошлого года экономический рост по сравнению с третьим был самым быстрым в Европе», - отметил Ансип.

И продолжил: «Теперь же мы видим, что в Эстонии разом начали активно тратить собранные прежде резервы, составляются планы по получению кредитов. Не обращая ни малейшего снимания на то, что говорят Банк Эстонии и советники по бюджету, то есть ученые. Даже на то, что сказала корпорация Fitch – вернуть сбалансированность структуры будет очень сложно».

По оценке Ансипа, каким-то образом бизнес-среда в Эстонии очень быстро превратилась из предсказуемой в непредсказуемую: «Ступенчатый подоходный налог имеется во многих странах Европы, но то, что он вводится в течение суток, имея по сути, 500 ступеней – это что-то новое».

«Если экономика не нуждается в стимуляции, а бюджетную политику начинают ослаблять, то это, естественно, не останется незамеченным в Европейской Комиссии и среди потенциальных инвесторов», - добавил Ансип. 

Если смотреть на слабость бюджетной политики, то, по словам Ансипа, Эстония все еще не попала в пятерку сильнейших – она находится на шестом месте: «Я считаю, что это не делает чести Эстонии, стоит вопрос о будущем Эстонии».

Когда премьер Ансип покинул эту должность, то в резерве правительства оставалось 1,217 миллиарда евро.

«По прогнозам на 2017 год, 465 миллионов из этой суммы будут потрачены. К 2020 году уйдут 745 миллионов, - продолжил Ансип. – Было 6,2 процента от ВВП, сейчас – 4,3 процента, а к 2020 году останется всего 2,1 процента. Эти деньги тратятся в хорошие годы. Эти деньги собрали в резервы работящие жители Эстонии во время экономического бума 2005-2007 годов».

«Мы не считали разумным тратить эти резервы даже тогда, когда оказались лицом к лицу перед экономическим кризисом. Теперь, когда в Эстонии нет никакого кризиса, эти резервы начинают тратить! Берут кредиты!»

Такая активная работа с налогами вне какого-либо кризиса, по оценке Ансипа, не означает ничего хорошего для экономики Эстонии. В качестве примера он привел залоговый подоходный налог и выразил мнение, что после его введения у крупных концернов пропадет какое-либо желание открывать свои главные конторы в Эстонии – управление деятельностью станет на 20 процентов дороже.

«По моему глубокому утверждению, дела больше не идут хорошо, дела не идут в правильном направлении. Кроме того, слишком велика вероятность, что в 2021 году Эстония начнет получать из бюджета Европейского союза значительно меньше денег, чем сейчас. Нельзя оставить расходы на таком высоком уровне и оказаться перед фактом, что у нас нет доходов».

Ансип отметил, что номинальная бюджетная позиция – это запланированный сейчас самый большой минус после российского кризиса 1999 года и финансового кризиса 2008-2009 годов.

«Если теперь говорят, что будут сделаны самые большие за все годы инвестиции, то и это неправда. Если посмотреть инвестиции правительственного сектора в процентах от ВВП, то в 2007 году это были 6,6 процента, в 2008 – 6,2 процента, в 2015 – 5,37 процента, в 2016 – 4,7 процента, а в 2017 – 5,1 процента. Ну, 6,2 это же намного больше, чем 5,35», -сказал Ансип. 

«Сеэдер понятен и симпатичен»

Входящий в Партию реформ Ансип отметил, что работа в Европейской Комиссии не изменила его мировоззрения: «У меня свой взгляд на финансы, я высказываю эти взгляды вне зависимости от того, обсуждается ли Эстонии или любая другая страна-член Европейского союза».

Что касается позиции по налогам нового председателя IRL, входящей в нынешнюю коалицию, Хелира-Валдора Сеэдера, то она, по оценке Ансипа, понятна и симпатична. В то же время он не верит в целесообразность смены правительства именно сейчас.

«Я не верю, что смена коалиции могла бы что-то изменить без того, чтобы этому предшествовали общественные дебаты. Сначала нужно выяснить, зачем нужно сменить коалицию, - добавил он. – На самом деле, это более серьезное дело, чем интриги между партиями и людьми».

Комментарии (10)
Copy
Наверх