Cообщи

Русская молодежь: в Эстонии жить лучше, чем в других странах Балтии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Участники форума за работой.
Участники форума за работой. Фото: предоставлено Институтом Пушкина

В минувшую пятницу начался и продолжился на выходных организованный таллиннским Институтом Пушкина форум русскоязычной молодежи «Моя Прибалтика», в котором приняли участи молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет, то есть школьники и студенты, из Эстонии, Латвии и Литвы.

В рамках форума, проходившего в очаровательном местечке под говорящим названием Валгехобуземяэ, ребята размышляли о перспективах русскоязычной молодежи в странах Балтии, участвовали в дебатах «Я и Прибалтика» и творческих мастерских «Стеклянный потолок? Образование, выбор профессии, построение карьеры» и «Мы делаем новости на русском языке!», знакомились с возможностями бесплатного образования в РФ и участвовали в командных интеллектуальных играх.

Риторические вопросы

В мероприятии приняли участие сотрудник Таллиннского молодежного департамента Кристина Валль, историки Игорь Розенфельд и хранитель «Русского архива», кавалер ордена Белой Звезды Александр Дормидонтов, директор Центра культуры и информации Маарду Максим Волков, радиожурналист ERR Андриан Череменин.  

В субботу на неформальную встречу с участниками форума приехали посол России в Эстонии Александр Петров и представитель МИД РФ Олег Мальгинов. Выступления гостей были предельно краткими. Г-н посол высказался в том духе, что очень редко имидж какой-либо страны совпадает с реальностью, поэтому люди должны ездить друг к другу в гости и как можно чаще общаться, а г-н Мальгинов – что человек, если он в этом заинтересован, может поддерживать свою идентичность, что вовсе не исключает наличия двух и даже более идентичностей – например, француз, живущий в Германии, русский еврей в Израиле или тот же русский еврей в США.     

Неформальность встречи заключалась в том, что в основном она строилась на вопросах участников форума. Итак, что же их интересовало? Вопросы особым разнообразием не отличались, и условно их можно разбить на три группы. Первая –  существуют ли организованные поездки в Россию, желательно с бесплатными визами. Для кого-то это возможность впервые увидеть свою историческую родину, для других – посещать театры, музеи, города Золотого кольца.

Вторая группа:  кто для гостей и россиян вообще является русским человеком, что включается в понятие русскости – кровь, язык, психотип? Как происходит интеграция в самой многонациональной России, в какой степени требуется от иммигрантов владение русским языком? И третье, что волновало молодых участников форума, – каким историкам верить. А поскольку подобный вопрос всегда имеет риторический характер, – дети, как правило, верят не историкам, а тому, что им рассказывают дома – то было заметно, что самая болезненная тема – почему из мировой истории постепенно стирается вклад России.  

Ответ на это прозвучал вполне дипломатичный: история – вообще штука подвижная, но всегда есть и какие-то точки соприкосновения, нужно уметь их находить.

Как рассказал сотрудник Института Пушкина Андрейс Русиновскис, участников, которых оказалось около семидесяти, отбирали по мотивационным письмам, в которых они должны были написать и о том, где хотят жить в дальнейшем. Это не было основным критерием отбора, но в итоге прошедшие конкурс распределились так: поровну, по сорок процентов, предпочли бы остаться в своей стране и уехать в Россию, а двадцать процентов – отбыть на Запад. 

Немножко странные ответы

Но когда в перерыве корреспондент отправился беседовать с участниками форума уже совсем в неформальной обстановке, ему в этом плане «повезло по-другому»: только один человек из тех, с кем довелось побеседовать, рассматривал Россию как возможное место для дальнейшего проживания, а желающих остаться в Эстонии встретить не удалось вообще. Основные же ответы на вопрос, с каким государством связывают свою дальнейшую жизнь молодые люди, были такими: страны Северной Европы, Великобритания, Германия, США. Особняком стояла сентенция «живу одним днем, определюсь в последний момент».

При этом на вопрос, с какой целью они приехали на форум, ответ «чтобы узнать о возможностях обучения в России» отнюдь не был единичным, зато таковым являлся «Да потусоваться приехал… Но и из тусовки можно извлечь пользу». 

А теперь приятная для нас новость. Живущим в Эстонии корреспондент задавал вопрос: «Теперь, когда вы уже пообщались со сверстниками из Латвии и Литвы, сложилось ли у вас впечатление, в какой стране лучше живется, в том числе и носителям русского языка?»  Впечатление сложилось, и оно было единодушным – в Эстонии. И с точки зрения экономической, и с точки зрения толерантности к представителям других национальностей.

Судя по финальным резюме, такой же точки зрения придерживаются и сами жители Латвии и Литвы, особенно в области зарплат: при посещении других европейских стран они чувствуют себя бедными – слишком велика разница в доходах, а жители Эстонии ощущают это в меньшей степени. Но в чем представители всех трех стран были единодушны, это в проблеме «одноклассников»: страны слишком маленькие и очень многое в них делается по блату. Большинство уверено в том, что при выборе среди кандидатов на хорошую должность предпочтение отдадут знакомому, даже если его квалификация ниже.

По словам Андрейса Русиновскиса, было неожиданным то, что выяснилось под конец форума: большинство желающих учиться в России или в Европе по окончании учебы все равно хотели бы вернуться домой. При этом в начале форума они выражали прямо противоположное желание. «Так бывает, - говорит Андрейс, - когда отвечаешь, не подумав. Любимый цвет? Красный! Любимый поэт? Пушкин! Хочешь уехать и  остаться? Хочу! А потом, когда многое обсуждено и обдумано, точка зрения меняется».

Но по какой причине они все же хотят учиться за рубежом? «У многих проблемы с государственными языками, ребята не владеют ими в необходимой степени. А одна девушка из Латвии сказала, что вообще не знает латвийского языка, - отвечает Андрейс. –  К тому же многие считают, что образование за рубежом, в том числе и в России, лучше, преподаватели – более квалифицированные, и вообще учиться там интереснее. Но они видят и перспективу развития стран, в которых живут».

На основании всего этого можно сделать вывод, что в головах наших – некоторых –  молодых людей в некоторой же степени присутствует некая каша. При плохом владении языком страны проживания учеба за границей с расчетом возвращения на родину – не самая лучшая идея. Но кто из нас не был молод и не имел каши в голове? Во всяком случае, все эти чаяния и метания являются и сигналом для нашего государства, которое должно окончательно определиться – нужны им эти молодые люди или пусть уматывают.

Наверх