Способны ли эстонские СМИ отражать информационные атаки, отличать ложь от нужных сведений, отказываться от освещения подкидываемых им псевдоскандалов, несмотря на клики и деньги? Этим вопросом задается литературовед Сирье Кийн.
Сирье Кийн: эстонские СМИ помогают российской пропаганде (4)
Президентские выборы в США и Франции стали для нас суровым уроком: мы осознали, какой была и какой должна быть ответственность СМИ в условиях непривычной, но донельзя грубой инфовойны, которую ведет Россия и ее действующие на Западе и Востоке платные тролли. Все мы, и журналисты, и политики демократических стран, должны сделать выводы – особенно в Эстонии.
Вопрос не только в элементарной защите вашего компьютера: необходимо также усилить бдительность, сознательность и компьютерную грамотность, необходимы обучение и тренировка навыков использования гаджетов – начиная с самых азов.
Хотя те, кто проводил избирательную кампанию во Франции, были научены горьким опытом американских демократов и ежедневно рассылали в качестве предупреждения скрины с фишинговыми письмами, после многомесячных массированных атак хакеры в последний момент вскрыли сеть штаба кампании кандидата в президенты Эммануэля Макрона – случайный человек открыл очередное фишинговое письмо, отправленное хакером или же атакующим ботом.
Провал американских СМИ
Однако на журналистах по сравнению с обычными людьми лежит куда большая ответственность. Она столь велика, что могла в прошлом году обусловить результат президентских выборов самого могущественного государства в мире – а в ближайшем или далеком будущем может обусловить через это и судьбу всего мира.
Традиционно считается, что у СМИ в контексте демократических выборов есть три основных функции: СМИ – сторожевой пес, который извещает о подлогах и нарушении правил, учитель, который просвещает и оповещает избирателей, и охранник, защищающий гражданский мир.
В США произошло кое-что непредвиденное. Во-первых, СМИ, будучи сторожевым псом общества, сами попали под лавину фейковых новостей и приуроченных к выборам утечек Викиликс. СМИ неизбирательно публиковали незаконно добытые, выкраденные хакерами электронные письма. Лучшие газеты и телеканалы США стали самыми эффективными лакеями и проводниками воли российской пропаганды.
И хотя задним числом в письмах не нашли ничего особенного или уголовного, инфоатака, осуществленная через некритично воспринимаемые американские СМИ, сумела повлиять на решения и убеждения многих избирателей.
Во-вторых, социальные сети, в свою очередь, усилили массово появившиеся в СМИ ложные данные и аморальные утечки Викиликс. Причем эти сети пали еще и жертвой спин-ботов, которых массированно задействовали российские инфосолдаты.
Сегодня СМИ в США обвиняют именно социальные сети в нарушении правил выборов, в фишинге и подлогах – хотя на передовой самой последней инфовойны стояли прекрасно обученные журналисты лучших газет США.
На сей раз они не смогли выполнить все три свои функции. Так что искать главных виновников следует не только в социальных сетях, где в принципе каждый может писать и расшаривать что угодно, если это не противоречит напрямую уголовному кодексу. Социальные сети, конечно, тоже мощно влияли на решения избирателей, но только во вторую очередь.
Уроки саги с Бронзовым солдатом
Какой урок можем и должны вынести мы в Эстонии? Увы, у нас имеется свежий пример пусть не напрямую повлиявшей на выборы инфовойны, но инфобитвы, который снова и снова разжигает межнациональную рознь.
Я имею в виду бурю в СМИ, которая опять разразилась в преддверии 9 мая, так называемого русского Дня Победы. В 2007 году правительство Эстонии перенесло установленного советской властью после Второй мировой войны Бронзового солдата из центра города на кладбище, где ему было самое место.
В 1990-е годы я сама жила в центре Таллинна рядом с этим парком и видела своими глазами, как скромное возложение цветов павшим на войне превратилось при посредстве российских агитаторов во все более многолюдные пророссийские демонстрации с георгиевскими ленточками, флагами СССР и РФ, угрозами и, наконец, с откровенно антиэстонскими лозунгами.
Вместо поминания жертв войны рядом с памятником агрессивно размахивали кулаками и шипели мне, проходившей мимо эстонке: «Malo vas ubili» («мы вас еще мало убивали»). Неоднократно слышались обещания снова сослать весь эстонский народ в Сибирь.
В итоге вмешалась полиция – и забрала почему-то эстонцев, которые в знак протеста пришли к Бронзовому солдату с эстонскими флагами. Всё это нужно было прекратить, и власть поступила верно. Случившийся затем разгром завершился арестами нескольких десятков молодых людей.
Действительно, какое-то время конфликт еще тлел под слоем пепла, но за следующие десять лет постепенно угас. Русские привыкли ходить к Бронзовому солдату на кладбище, чтобы там поминать своих павших, и все могли вздохнуть спокойно. По меньшей мере таллиннский центр был освобожден от зловещей фигуры, благодаря российской пропагандистской войне символизировавшей для эстонцев советского оккупанта, хотя и скульптор, и модель были эстонцами.
Мы сами помогаем российской пропаганде
И все-таки я не могла поверить своим глазам, когда уже в начале мая обнаружила как в эстонских, так и в русскоязычных электронных и бумажных изданиях раскидистые приложения, отмечавшие большими цветными фотографиями и длинными статьями и интервью десятую годовщину бронзового буйства.
Это ведь был день, когда при потворстве и под руководством российского посольства русские хулиганы громили центр Таллинна. Что тут отмечать? Если бы всё ограничилось парой уместных аналитических статей о том, как на деле развивалась и улучшалась за последние десять лет интеграция, я бы еще могла понять упоминание этого черного дня.
Но отмечать его мемуарами хулиганов и тех, кто их подзуживал? Где тут ответственность журналистов за сплочение, обучение, просвещение и умиротворение общества?
Выходит, мы сами помогает российской пропаганде производить материалы, хотя она еще не успела залезть в наши компьютеры?
Способны ли мы отражать информационные атаки, отличать ложь от необходимых сведений, отказываться от освещения подкидываемых им псевдоскандалов, несмотря на клики и деньги?
Эстонскому обществу нужно сплотиться, а не разъединяться. На инфовойне журналисты несут самую большую ответственность. Будем достойны своей профессии.
Колонка Сирье Кийн регулярно появляется в издании зарубежных эстонцев «Vaba Eesti Sõna».
Перевод с эстонского.