«Санктъ-Петербургъ Опера» в Таллинне: «Летучая мышь», «Риголетто», «Искатели жемчуга»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сцена из "Искателей жемчуга".
Сцена из "Искателей жемчуга". Фото: Estonia

Опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в это воскресенье, 4 июня, в Национальной опере «Эстония» открываются гастроли Государственного камерного театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

С 4 по 6 июня гости из города на Неве покажут три очень разных, но заслуживших признание публики спектакля: «вкусную, как венский штрудель» оперетту Штрауса «Летучая мышь», острую душевную драму Бизе «Искатели жемчуга» и хит всех времен и народов – оперу Верди «Риголетто». Все три спектакля поставлены основателем и художественным руководителем театра, народным артистом России, лауреатом премий «Золотая маска и «Золотой софит» Юрием Александровым.

«Режиссер должен иметь уши и обожать актеров»

С творчеством известнейшего не только в России, но и на Западе оперного режиссера и возглавляемого им театра наши зрители могли познакомиться на фестивале «Оперные дни в Пярну» прошлым летом, когда «Санктъ-Петербургъ Опера» представила публике подлинный раритет – оперу Гаэтано Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя», – а также оперу Родиона Щедрина «Не только любовь».

Нынешние гастроли питерского коллектива в Таллинне, на сцене Национальной оперы «Эстония» – первые в истории театра, отмечающего ныне тридцатый сезон. Созданный в 1987 году режиссером Юрием Александровым как творческая лаборатория театр сразу занял заметное место в театральной жизни Петербурга, заслужив репутацию «живого оперного театра» и «театра поиска», который открыт новым идеям и смелым замыслам, созвучным современности.

Постепенно, год за годом, Камерный театр вырос в профессиональный Государственный театр. «Санктъ-Петербургъ Опера» хорошо известен и в России, и далеко за ее пределами. Его называют режиссерским театром, но сам Юрий Александров возражает: «На самом деле наш театр актерский – был, есть и будет». Но при этом замечает: «Под всеми действиями “Санктъ-Петербургъ Оперы” подписывается Александров. У каждого есть право совещательного голоса. Но сели я говорю “нет”, это не подлежит обсуждению. Или я говорю “да”, и тогда все садятся и начинают думать, как это можно реализовать».

О процессе творчества Александров говорит так: «Я записываю все, что мне навевает музыка – образы, ощущения. Потом перевожу первые впечатления в осязаемые пластические образы. Бывает, что я беру незнакомую оперу на иностранном языке, слышу – вот тут кто-то кого-то убивает, а тут кто-то кого-то гладит по щеке. Этого может не оказаться в либретто, когда я его переведу, но это есть в музыке, и я ввожу это в спектакль. А потом кто-то из коллег говорит: “Боже, как это просто!”»

Перечисляя свои режиссерские постулаты, Юрий Александров говорит: «Первый – это единовластие. Второй: оперный режиссер должен быть музыкантом. Не обязательно иметь справку о музыкальном образовании, но иметь уши – обязательно. Третий: он должен быть предан актерам, он должен обожать их».

Труппа театра «Санктъ-Петербургъ опера» состоит в основном из выпускников Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, а также молодых талантливых оперных певцов, которых Александров находит по всей России, отдавая предпочтение артистам с ярко выраженным личностным началом.

Много лет у Камерной оперы не было своего дома, поэтому спектакли давали на разных сценических площадках – Юсуповском дворце, Эрмитажном театре... В 1998 году театр обрел постоянную прописку на улице Галерной, в бывшем особняке барона фон Дервиза, история которого тесно связана с музыкально-театральной историей Петербурга.

Репертуар театра поистине уникален – от средневековой пасторали «Игра о Робене и Марион» до произведений современных русских и зарубежных авторов, как, например, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко и «Туда и обратно» Пауля Хиндемита.

Спектакли «Санктъ-Петербургъ Оперы» ежегодно становятся номинантами престижных российских премий – «Золотая маска» и «Золотой софит». Вот и к нам в Таллинн театр привез один из своих лучших спектаклей, ставший лауреатом высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» – оперетту Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

«Уйти от печали жизни»

В основе сюжета «оперетты всех оперетт», как называют «Летучую мышь», – реальный случай, произошедший в Париже: герой-ловелас, попадая на бал-маскарад, начинает ухаживать за собственной женой, не подозревая, что его разыграли.

Сцена из "Летучей мыши".
Сцена из "Летучей мыши". Фото: Estonia

Либретто оперетты написали Рихард Жене и Карл Хаффнер по мотивам водевиля «Ночной ужин» Мельяка и Галеви, авторов либретто «Кармен» и ряда оперетт Оффенбаха. Штраус был в восторге от материала: действие разворачивалось на фешенебельном курорте, а героями выступали богатые бездельники, попавшие на бал к великому русскому князю Орловскому. Легкомыслие и беззаботность были главными чертами персонажей, и даже тюрьма, в которой оказывается герой, выглядела весьма привлекательно и весело.

За 42 дня, а точнее, 42 ночи была написана партитура «Летучей мыши», ставшей образцом венской классической оперетты. После премьеры «Летучей мыши», состоявшейся в 1874 году в «Театре ан дер Вин», один из критиков написал: «Сейчас в ложе театра можно заработать прекраснейшую морскую болезнь – настолько велика качка в партере под аккомпанемент волшебных звуков, которые Иоганн Штраус вызывает своей палочкой в оркестре. Музыка щебечет, заливается соловьем, поет и издает трели, как настоящая весна. Трудно сказать, какой из фрагментов богатой партитуры заслуживает приза – все они не уступают друг другу по своей красоте».

Поклонники оперетты наверняка помнят скандально известную постановку «Летучей мыши» Михила Дейкема на сцене Национальной оперы «Эстония» семь лет назад. Сие блюдо с душком, к счастью, уже снято с репертуара нашего театра. Так что есть повод увидеть классическую венскую оперетту в новой и, надеюсь, лучшей интерпретации – между прочим, с текстом на русском языке. Как сказал Эмиль Золя: «Штраус демонстрирует миру всю его прелесть, потому что помогает бесчисленному множеству людей уйти от печали жизни».

Два других спектакля наших петербургских гостей, напротив, погрузят зрителей в мир трагедии и сильных человеческих страстей.

«И всюду страсти роковые…»

«Искатели жемчуга» – первая опера гениального французского композитора. В отличие от всемирно известной «Кармен» она не так часто ставится, а для театра «Санктъ-Петербургъ Опера» это первое обращение к творчеству Жоржа Бизе.

Композитору было всего 24 года, когда парижский «Театр-Лирик» предложил ему написать оперу на весьма запутанный сюжет. Но молодого автора привлекло то, что ему было близко – волнующая душевная драма: горячая запретная любовь ловца жемчуга Надира и жрицы Лейлы, охраняющей опасный труд ловцов жемчуга и давшей обет безбрачия. Бизе написал оперу всего за несколько месяцев. После премьеры в 1863 году Гектор Берлиоз писал, что «партитура этой оперы «содержит множество прекрасных выразительных номеров, полных огня и богатых по колориту».

Однако судьба оперы – как и других его творений Бизе, и самого композитора, не дожившего до 37 лет, – оказалась несчастливой: после восемнадцати представлений «Искатели жемчуга» были исключены из репертуара театра. Романтически взволнованное, ярко-красочное сочинение, в котором наряду с лирическими, любовными эпизодами есть и колоритные хоры, и живописные картины бушующего моря, нашло признание не у современников композитора, а у благодарных потомков. Ценители оперы наверняка вспомнят и романс Надира, и каватину Лейлы, и замечательный дуэт Надира и Лейлы….

Юрий Александров, известный стремлением открывать новое и хорошо забытое старое, в декабре 2015 года поставил зрелищный, интересный спектакль, который, кстати, нечасто увидишь на оперной сцене. Нелишне напомнить, что «Искатели жемчуга» идут на языке оригинала, то есть французском.

Наконец, третий спектакль, который покажут петербуржцы, – «Риголетто» Джузеппе Верди. Это одна из самых популярных опер мирового репертуара, входящая в знаменитую оперную триаду Верди: «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». Либретто, написанное Франческо Пьяве, основано на драме Виктора Гюго «Король забавляется».

Сцена из "Риголетто".
Сцена из "Риголетто". Фото: Estonia

Композитор считал этот сюжет, в центре которого старик-горбун, придворный шут, озлобленный на весь мир, но безмерно любящий свою единственную дочь Джильду, «самым театрально-действенным» из всех, положенных им на музыку. «Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика», – писал Верди. Работа подходила концу, когда цензурой был наложен запрет на либретто («сюжет отталкивающе безнравственный и непристойно тривиальный»). В результате Верди был вынужден внести в либретто некоторые изменения: место действия было перенесено из Франции в Италию, король Франциск I превращен в герцога Мантуанского, а шут Трибуле переименован в Риголетто.

Наша публика, возможно, помнит спектакль Неэме Кунингаса, поставленный им на сцене «Эстонии» десять лет назад в классическом стиле, но с отнюдь не традиционно решенным образом заглавного героя: Риголетто в трактовке Кунингаса от природы не горбун, горб – лишь неизбежный атрибут его профессии придворного шута.

Юрий Александров пошел дальше в интерпретации образа главного героя: у него Риголетто не только не горбун, но язвительный, злой и совсем не старый человек. Горб и маска – лишь шутовское обличье, которое он надевает только при дворе герцога. Режиссер предлагает публике свою версию психологической драмы: подлинные лица персонажей спрятаны за масками, а на сцене разворачивается зловещий маскарад. Этот спектакль – в отличие от недавно поставленных «Летучей мыши» и «Искателей жемчуга» – в репертуаре театра уже двадцать лет, и, судя по отзывам критиков и зрителей, он по-прежнему пользуется успехом. «Виной» тому – продуманное до мельчайших деталей режиссерское решение, изысканно-красивые исторические костюмы, актерская игра, хороший вокал, превосходное музыкальное исполнение и, конечно, гениальная музыка Джузеппе Верди.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх