Кармо Тюйр: справедливость - как в СССР, свобода слова - как при Путине, экономика - как в Китае (16)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Кармо Тюйр.
Кармо Тюйр. Фото: Elmo Riig / Sakala

Российские власти взяли на вооружение социал-консервативную риторику, которая имеет мало общего с рациональным мышлением, пишет политолог Кармо Тюйр.

Общественные, политические и технологические перемены достигли такого темпа, что большая часть людей ощущает себя в той или иной степени дискомфортно. Уверенность в завтрашнем дне – привилегия меньшинства, хотя на деле и оно живет иллюзиями.

В таких условиях, конечно, становятся всё популярнее идеологические продукты, пропагандирующие консерватизм всевозможных сортов. Однако подобные проповеди нисколько не помогают подготовиться к будущим, еще более быстрым и глубоким переменам.

Нынешние власти РФ взяли на вооружение социал-консервативную риторику, которая проникла в сердца и большинства россиян, и многих жителей Запада. Именно в сердца, а не в головы, потому что, рассуждая рационально, череда желаний вроде «хочу справедливости, как в советское время, свободы слова - как в путинское время и экономики - как в Китае», – уместиться в одну голову попросту не может.

Однако именно такие смешанные обобщения были выявлены в ходе опроса, проведенного российским Центром стратегических разработок.

Слабая экономика не защищает интересы государства

На фоне официального риторического консерватизма особенно сильно бросается в глаза разработанная этим Центром стратегия «Россия 2035». Глава организации и главный разработчик стратегии – Алексей Кудрин, бывший министр финансов, один из последних системных либералов в ближнем круге Путина.

Главной опасностью Кудрин называет технологическое отставание России. Отсюда возникают и другие опасности: чахнущий экономический рост, неспособность создать действующую систему обороны, невозможность обеспечить удовлетворительное качество жизни и так далее. В качестве одного из индикаторов отставания Кудрин приводит показатель роботизации: в Южной Корее на 10 тысяч людей приходится 446 действующих роботов, в США – 136, в Китае – 36, а в России – только два.

В условиях чахнущей экономики и стареющего населения государству всё сложнее продолжать выплату прежних социальных пособий, прежде всего это касается пенсий. Рекомендация Кудрина проста: поднять возраст выхода на пенсию и увеличить необходимый рабочий стаж. По словам бывшего министра, лучше работать на несколько лет дольше и получать потом пенсию на треть больше.

Конечно, эта рекомендация – главное, к чему цепляются придерживающиеся господствующей консервативной идеологии СМИ. Они сводят ее к заголовкам вроде «Кудрин советует уменьшить число пенсионеров».

Нужда в технологической революции

Выходом из положения видится прежде всего создание условий для «российской технологической революции». Чтобы ее совершить, предполагается создавать высокотехнологичные консорциумы, а они невозможны без иностранного капитала и экспертов из-за рубежа. По словам Кудрина, в закрытой системе достичь прорыва невозможно.

Рост госсектора следует остановить, участие государства в экономике – сократить; главной задачей государства должно быть создание условий, например, строительство железных и обычных дорог. Естественно, стратегия касается и более «мягкого» аспекта экономики – инвестиций в развитие образования и здравоохранения. Поскольку люди живут всё дольше, для того, чтобы обеспечить им качество жизни и способность приспосабливаться к переменам, они должны быть умнее и здоровее.

Понятно, что всё это – лишь стратегия, видение того, как именно должна развиваться Россия. Что именно из этих рекомендаций власти воплотят в реальной политике и воплотят ли вообще – вопрос.

Причем большой вопрос, если учесть государственную риторику, тяготеющую к консерватизму. И все-таки следует признать, что Кудрин хотя бы пытается что-то сделать. Долгосрочное экономическо-политическое планирование – занятие весьма непопулярное, голосов на ближайших выборах оно не принесет.

Перевод с эстонского.

Наверх