Госконтроль: госпредприятиям следует активнее противостоять коррупции

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Взятка.
Взятка. Фото: SCANPIX

Проведенный Госконтролем анализ показал, что многие принадлежащие государству коммерческие общества не занимаются предупреждением коррупции на системной основе.

Об этом Госконтроль сообщил в переданном в среду пресс-релизе, отметив, что в первую очередь этот вывод говорит о недостатках в работе советов коммерческих обществ, поскольку они должны обеспечить, чтобы государственные коммерческие общества делали для предупреждения коррупции все от них зависящее.

«Анализ деятельности всех принадлежащих государству коммерческих обществ показал, что многие коммерческие общества не приняли необходимых для предупреждения коррупции системных инструкций, и большого внимания требует оценка коррупционных рисков, а также повышение сознательности в сфере предупреждения коррупции», - отмечает Госконтроль.

По оценке экспертов контрольного органа, большинство коммерческих обществ не создало для работников возможностей анонимного сообщения о подозрениях в коррупции и не определило программу действий при подозрении в коррупции или выявлении случаев коррупции, включая оповещение правоохранительных органов и общественности.

Многие государственные коммерческие общества не установили, на каких условиях разрешается дарить и принимать подарки.

«В то же время государственные коммерческие общества в преобладающей степени все же считают меры по предупреждению коррупции необходимыми, на уровне профильных министерств и государственных коммерческих обществ применяется лучшая практика в сфере предотвращения коррупции, и другим стоит брать с них пример», - призвал Госконтроль.

Он напомнил, что в соответствии с хорошей международной практикой управления совет коммерческого общества должен обеспечить, чтобы в коммерческом обществе был внедрен эффективный внутренний контроль, а также этические и надзорные меры.

«Из ответов государственных коммерческих обществ Госконтролю видно, что подразделения внутреннего аудита этих обществ, которые подчиняются совету, во многом не оценивают деятельность правления по предупреждению коррупции, - сообщила пресс-служба Госконтроля. - Регулярные обзоры результатов оценивания коррупционных рисков получает менее половины советов. Советы лишь немногих государственных коммерческих обществ отчитываются перед министром профильного министерства в рамках годового отчета о применении антикоррупционных мер».

По оценке ведомства, работа по предупреждению коррупции в государственных коммерческих обществах не является системной, поскольку государство как собственник коммерческих обществ не сформировало единого понимания (единой политики) и не договорилось о том, кто и каким образом централизованно координирует антикоррупционные действия.

«Министерство финансов как структура, формирующая политику государства в сфере участия в коммерческих обществах, исходит из той предпосылки, что ответственность за антикоррупционную деятельность несет Министерство юстиции, - указал Госконтроль. - В то же время, Министерство юстиции сосредоточилось на предотвращении коррупции, прежде всего, среди чиновников, а на коммерческие общества до начала нынешнего года обращалось меньше внимания».

Как пояснил Госконтроль, инструкции по предупреждению коррупции дает своим подотчетным коммерческим обществам Министерство экономики и коммуникаций и Министерство финансов. Коммерческим обществам, находящимся в сферах управления Министерства социальных дел, Министерства юстиции, Министерства окружающей среды и Министерства сельской жизни, собственник не давал письменных инструкций по предупреждению коррупции.

«Госконтроль считает, что возможности предупреждения коррупции следует взять под более пристальное внимание и договориться о том, кто и каким образом будет централизованно координировать антикоррупционную деятельность и оценивать успехи в этой области», - продолжило ведомство.

По его мнению, кроме предупреждения коррупции среди чиновников, больше внимания следует уделять и предупреждению коррупции в принадлежащих государству коммерческих обществах.

«Необходимо также осознать, что за разработку и применение мер по предупреждению коррупции наряду с правлением должен отвечать и совет государственного коммерческого общества. Управляющая участием структура должна убедиться в том, что меры по предупреждению коррупции разработаны и применяются, т.е. совет выполнил свою работу с ожидаемой прилежностью», - заключил Госконтроль.

Ведомство составил обзор, опираясь на проведенный среди полностью принадлежащих государству 27 коммерческих обществ и Центра управления государственными лесами (RMK) интернет-опрос, а также на представленные коммерческими обществами материалы.

Анкета была разработана исходя из рекомендаций/указаний международных организаций (ОЭСД, Всемирный банк, Всемирный экономический форум) и в сотрудничестве с НКО «Эстония без коррупции». Опрос проводился летом 2016 года.

В апреле 2017 года, перед публикацией обзора, все государственные коммерческие общества и RMK имели возможность прокомментировать обзор и предоставить дополнительную информацию. Часть коммерческих обществ использовала эту возможность, и Госконтроль учел их комментарии при окончательном оформлении обзора.

По состоянию на май 2017 года государство имеет участие в 32 коммерческих обществах, из которых полностью принадлежит государству 27. Кроме того, государство является собственником государственного доходного учреждения «Центр управления государственными лесами». Государственные коммерческие общества составили по состоянию на 31.12.2016 около 6,4 млрд евро всех активов общественного сектора (около 22%). Они предоставляют работу тысячам людей.

Многие государственные коммерческие общества и RMK используют принадлежащие обществу и государству ресурсы, управляют ими (напр., лес, сланец, недвижимость) и/или связаны с предложением услуг населению, отмечается в очередном отчете Госконтроля.

Наверх