Хотя систему защиты основных прав в Эстонии можно назвать эффективной, это не значит, что ее нельзя сделать еще лучше, например, путем увеличения эффективности сотрудничества судебной системы и парламента для профилактики потенциальных нарушений основных прав, сказал в четверг в Рийгикогу председатель госсуда Прийт Пикамяэ.
Председатель госсуда: сотрудничество судебной системы и парламента могло бы быть эффективнее
«Если защита основных прав, которую предлагает судебная система, является прежде всего реакцией на уже произошедшие нарушения, то парламент обладает гораздо более широкими возможностями профилактических действий. При этом вмешательства парламента требуют не только те проблемы, на необходимость решения которых указывал в практике надзора за конституционностью госсуд, но и те, на которые указывали международные организации, в первую очередь Европейский суд по правам человека», - отметил Пикамяэ.
Он указал на необходимость внести уточнения в Закон о тюремном заключении в связи с решением Европейского суда по правам человека от 19 января 2016 года. В нем отмечалось, что Эстония нарушила требования статьи номер 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Решение касается доступа заключенных к части страниц в интернете, а именно - к сайтам Рийгикогу и канцлера юстиции.
«Действующий Закон о тюремном заключении запрещает заключенному пользоваться интернетом за исключением официальных баз данных правовых актов и регистра судебных вердиктов. Закон не позволяет заключенному пользоваться прочими веб-страницами. 7 декабря 2009 года пленум госсуда счел эту регуляцию конституционной. В то же время, 19 января 2016 года Европейский суд по правам человека решил, что эстонское государство ненужным для демократического общества образом ограничило право заключенных на получение информации», - сказал Пикамяэ.
Он отметил, что полтора года спустя после осуждающего решения Европейского суда по правам человека это положение закона действует без изменений и, насколько известно, соответствующий законопроект не поступал в Рийгикогу. «Это фактически означает, что закон о тюремном заключении по-прежнему нуждается в приведении в соответствии с требованиями конвенции», - сказал Пикамяэ. По его словам, при выборе конкретного варианта решения нельзя забывать и о соображениях безопасности, то есть использование интернета в тюрьме не должно создавать риски в области безопасности для места содержания и не должно поощрять совершение новых преступлений.