Cообщи

Демографический вопрос: суррогатное материнство – альтруизм или новый способ «торговли» телом

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: SCANPIX

В начале недели парламентская комиссия по разрешению кризиса рождаемости совместно с заинтересованными группами обсудила вопросы, которые, возможно, узаконят суррогатное материнство. Эксперты считают, что таким образом будет решена и проблема демографического кризиса Эстонии, однако готово ли к этому наше общество - вопрос открытый.

Среди политиков, наиболее радикально высказавшихся о проблеме, - заместитель председателя EKRE Яак Мадисон, заявивший: «Несмотря на то, что у сторонников суррогатного материнства могут быть благие намерения, я вижу, что наше общество на пути легализации торговли людьми. Суррогатное материнство, например, разрешено в высоко коррумпированных государствах, таких как Украина, Россия или Индия. Скажем, на Украине клиника зарабатывает около $20 000 за каждого ребёнка и $10 000 за суррогатную мать. Врачам также известны обоснованные опасения, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребенка, ставшего «своим» после беременности и родов».

Вопрос этики и морали

По словам главы Общества гинекологов Эстонии Маде Лаанпере, около 3% женщин в Эстонии не могут иметь детей из-за различных патологий матки. Поэтому, с ее точки зрения, суррогатное материнство имеет смысл легализовать, обеспечив защиту его от коммерциализации и торговли людьми.

Доктор философии Таллинского университета Маргус Вихалем считает, что вопрос возможного узаконивания суррогатного материнства делит общество на два лагеря. Сторонники суррогатного материнства обращают внимание на то, что для такой семьи это единственный способ завести ребенка, который будет генетически родным для обоих супругов. Т.е. мы имеем дело не с коммерциализацией деторождения, а с гуманистическим актом взаимопомощи, так как суррогатная мать получает как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от того, что приносит пользу бездетным семьям.

В то же время есть риск возникновения порочной практики превращения детей в подобие товара. Богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих будущих детей, и это будет мало отличаться от ситуации, когда-то распространенной в Древнем Египте.

По мнению председателя Комиссии по социальным делам Айвара Кокка, при полном запрете суррогатного материнства могут быть нарушены основные права человека в сфере воспроизведения потомства. Советник отдела развития системы здравоохранения Министерства социальных дел Ингрид Отс-Вайк прокомментировала вопрос следующим образом: «По оценке Министерства социальных дел, прежде чем приступать к регуляции суррогатного материнства, следует инициировать широкую общественную дискуссию на эту тему. Мы считаем, что необходимо вовлечь все общество в обсуждение связанных с суррогатным материнством тем, а также предоставить возможности высказаться не только чиновникам и специалистам, но и представителям целевых групп и гражданским объединениям. Надо отметить, что общая цель – обеспечить благополучие детей и семей. Необходимо всячески поддерживать формирование здоровой, жизнеспособной и счастливой семьи. Бездетность – большой источник стресса для бесплодной семьи, что может поставить под угрозу ее целостность, а также снизить мотивацию и продуктивность людей на работе».

Что говорит закон?

Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребенка, различаются в разных странах. Например, во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси) суррогатное материнство запрещено полностью, тогда как в некоторых государствах разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство — таковы австралийский штат Виктория, Великобритания (допускается лишь оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Канада, Израиль, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), некоторые штаты США (Нью-Гэмпшир, Виргиния).

В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законодательством, но фактически существует. Также есть страны, где суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, законодательно разрешено — это большинство штатов США, ЮАР, Россия, Украина, Грузия и Казахстан. В Белоруссии суррогатным материнством как вспомогательным видом репродуктивной технологии может воспользоваться только та женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможно либо связано с риском для жизни, здоровья ее или ребенка.

Очевидно, что, если суррогатное материнство будет легализовано, это может повлечь за собой и появление новых юридических проблем (например, кого считать родителем ребенка, рожденного от суррогатной матери, если последняя откажется отдавать его генетическим родителям). Представитель юридического бюро Progressor Данил Липатов прокомментировал Rus.Postimees: «Законодательные запреты или позволения отражают те этические нормы, которые в данный момент проповедует общество. Если общество готово легализовать суррогатное материнство, значит это нужно делать на законодательном уровне». По его словам, комментарий, относительно обоснованности или не обоснованности такого действия лежит не в плоскости юриспруденции, а нравственности и морали.

«Как юрист я готов принять те нормы, которые наше государство в рамках соответствующей процедуры установит. Что касается моей точки зрения как человека, то я негативно отношусь к легализации суррогатного материнства», - сказал эксперт.

Альтернативное решение проблемы

Политик Кристийна Оюланд еще в прошлом году предложила следующий метод: женщине, которая хочет сделать аборт, можно помочь родить ребенка и отдать его в семью, где по какой-либо причине люди не могут иметь своего. Политик предполагает, что такой женщине должны полагаться свои льготы и специальные программы поддержки на время беременности. Оюланд привела пример, что на данный момент около пяти сотен семей ждут приемного ребенка, а в год делается около семи тысяч абортов. И если хотя бы малая часть тех, кто делает аборты, доведет беременность до конца, отдав впоследствии ребенка в бездетную семью, это помогло бы решить демографический вопрос нашей страны.

Справка

«Cуррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности.

Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинские учреждения.

Наверх