В Бельгии, Греции, Испании, Финляндии суррогатное материнство не регулируется законодательством, но фактически существует. Также есть страны, где суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, законодательно разрешено — это большинство штатов США, ЮАР, Россия, Украина, Грузия и Казахстан. В Белоруссии суррогатным материнством как вспомогательным видом репродуктивной технологии может воспользоваться только та женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможно либо связано с риском для жизни, здоровья ее или ребенка.
Очевидно, что, если суррогатное материнство будет легализовано, это может повлечь за собой и появление новых юридических проблем (например, кого считать родителем ребенка, рожденного от суррогатной матери, если последняя откажется отдавать его генетическим родителям). Представитель юридического бюро Progressor Данил Липатов прокомментировал Rus.Postimees: «Законодательные запреты или позволения отражают те этические нормы, которые в данный момент проповедует общество. Если общество готово легализовать суррогатное материнство, значит это нужно делать на законодательном уровне». По его словам, комментарий, относительно обоснованности или не обоснованности такого действия лежит не в плоскости юриспруденции, а нравственности и морали.
«Как юрист я готов принять те нормы, которые наше государство в рамках соответствующей процедуры установит. Что касается моей точки зрения как человека, то я негативно отношусь к легализации суррогатного материнства», - сказал эксперт.
Альтернативное решение проблемы
Политик Кристийна Оюланд еще в прошлом году предложила следующий метод: женщине, которая хочет сделать аборт, можно помочь родить ребенка и отдать его в семью, где по какой-либо причине люди не могут иметь своего. Политик предполагает, что такой женщине должны полагаться свои льготы и специальные программы поддержки на время беременности. Оюланд привела пример, что на данный момент около пяти сотен семей ждут приемного ребенка, а в год делается около семи тысяч абортов. И если хотя бы малая часть тех, кто делает аборты, доведет беременность до конца, отдав впоследствии ребенка в бездетную семью, это помогло бы решить демографический вопрос нашей страны.
«Cуррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности.
Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинские учреждения.