От этой потрясающей недели в политике напрямую пострадали наши союзники. Европа нуждается в Великобритании, возможно, даже сильнее, чем Великобритания нуждается в ней: в качестве пропагандиста либерального, открытого подхода в экономике и политике; атлантиста и тяжеловеса в военной сфере и сфере безопасности.
Лукас: не рассчитывайте на Великобританию (1)
Поживем — увидим, к чему все это приведет во внутренней политике. США также нуждаются в Великобритании, своем самом надежном трансатлантическом партнере.
Чтобы оправдать эти надежды, нужны время, деньги и политическая воля, которых не хватает. Брекзит был и без этого достаточно устрашающей и отвлекающей внимание от остальных проблем перспективой — огромной задачей, которую следовало выполнить за короткий срок, сложной даже в том случае, если бы Тереза Мэй добилась серьезного большинства. Для слабого, пораженного внутренними раздорами правительства эта задача может оказаться всепоглощающей.
Центральный персонаж этой истории — госпожа Мэй, чья репутация стала главной жертвой этих выборов. Всего пару недель назад она вела свою партию к победе на выборах, которая затмила бы даже триумф Маргарет Тэтчер в 1983 году. Теперь ее считают даже более неосторожной и некомпетентной, чем Дэвида Кэмерона. Она не тот человек, который с легкостью мог бы внушать иностранцам доверие.
Один из потрясающих промахов уже угрожает добытым с трудом достижениям Соглашения Страстной пятницы. Мы разрешили конфликт в Северной Ирландии, когда предоставили народу выход на европейском уровне из бинарного выбора между Ирландией и Великобританией. Брекзит подорвал этот шанс. Второй составляющей соглашения было обещание Лондона сохранять нейтралитет по вопросам внутри провинции. А теперь лондонское правительство объединилось с сектантами-популистами из Демократической юнионистской партии.
Я сомневаюсь, что госпожа Мэй продержится до конца года. Консервативная партия обладает исключительным инстинктом самосохранения, влиятельные члены партии знают, что ей нельзя доверить руководство партией на следующих выборах. Лучше быстро заменить ее кем-нибудь, кто придаст партии новый импульс и сможет нанести удар по поднимающей голову Лейбористской партии.
Если это вообще возможно. Наиболее зловещим из результатов выборов для наших союзников является то обстоятельство, что они оправдывают действия левого руководства Лейбористской партии во главе с Джереми Корбином. Это казалось невозможным. Его не имеющие денежной опоры планы затрат, поддержка, оказываемая диктаторам и террористам вроде Асада, Путина, Кастро, Чавеса, ХАМАС, ИРА, антиамериканизм и манера закрывать глаза на антисемитизм должны были бы на всю жизнь отправить его на периферию политики. Там он и провел почти сорок последних лет.
События и забытые воспоминания нейтрализовали ядовитый коктейль его убеждений. Его исполненные энтузиазма сторонники просто пожимают плечами в ответ на слова о том, что он является экстремистом с катастрофическими замыслами.
Провалившиеся войны в Ираке и Афганистане, безнаказанность виновников финансового кризиса, явная несправедливость глобализованной экономики и целый ряд прочих реальных и выдуманных бед истратили кредит доверия к мейнстриму. Счет за надменность, самодовольство и некомпетентность последних 25 лет наконец пришел.
В истории Корбина возможен новый поворот. За предшествовавшие выборам месяцы он продемонстрировал исключительную некомпетентность в качестве главы оппозиции. В то же время, существует реальный шанс, что он может стать самым левым премьер-министром в послевоенной истории Великобритании. Это было бы катастрофой для тех, чья безопасность зависит от нас — особенно государств фронтовой линии на севере и востоке Европы.
Нашим союзникам следует надеяться на то, что Ангела Меркель в сентябре добьется значительной победы, а Эммануэль Макрон продолжит свою потрясающую историю успеха. На Великобританию рассчитывать не стоит.
***
Эдвард Лукас — автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).