Эркки Баховски: среди нас живут носители мышления, которое может вести к депортациям (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эркки Баховски.
Эркки Баховски. Фото: Marion Pettai

14 июня 1941 года – черный день в эстонской истории. И предупреждение о том, что может случиться, когда одна группа людей начинает решать, как и где должны жить другие люди. О депортации нельзя забывать, пишет колумнист Эркки Баховски на портале Postimees.

Депортированные рассказывали мне, что помнят, во что они были одеты 14 июня 1941 года, что клали в сумки, что потом вернулось с ними домой. Опыт такой боли заставляет помнить каждую деталь – ведь он изменил жизни десятков тысяч. В том числе тех, кто остался здесь.

Конечно, всегда можно возразить: нужно ли так сильно цепляться за прошлое? Спокойствие: болезненная ноша прошлого не сделала Эстонию менее инновативной. Проблем у нас хватает, но зарубежные эксперты удивляются – это мой непосредственный опыт – и нашему э-правительству, и другим сетевым решениям.

Так что наше прошлое не стало нашим бременем; правильнее было бы сказать, что каждое нормальное общество хранит свой исторический опыт и помнит о нем, потому что без истории общество разлагается. Experientia docet! (лат. «Опыт учит» – РМ).

Увы, нам не обойти тот факт, что исторический опыт у каждого свой. Иногда этот опыт хотят обнулить, вычеркнуть из памяти – но без целостной исторической картины общество перекошено. Советская власть очень умело выдумала фейковую историю – как сегодня Москва умело выдумывает фейковые новости.

Думаю, многие сталкивались при обсуждении депортаций и, шире, советских репрессий с аргументом «советская власть убивала и депортировала и многих русских». Это правда, но из этого редко делаются выводы, по этому поводу редко задаются вопросы. Хотя бы один вопрос: зачем возмущаться теми, кто воевал с советской властью?

Лесные братья, польская Армия Крайова, бандеровцы и так далее – большинство из них в российских книгах об истории и в глазах большинства русскоязычных людей по-прежнему остаются бандитами. Несмотря на то, что они воевали с властью, которая убивала русских.

Год назад семь центристов не проголосовали за резолюцию по поводу депортации. Годом позже мы оказались в ситуации, когда свежеиспеченный генсек Центристской партии сообщил, что он лично против членства Эстонии в НАТО. Для многих НАТО – это проценты оборонных расходов, танки и солдаты, так и ЕС может означать «структурный дефицит бюджета», «фискальная дисциплина» и «средства Фонда единства», но прежде всего эти международные организации создавались, чтобы уберечься от войны и заодно от преступлений против человечности. Депортация – одно из таких преступлений.

Рейн Руутсоо уже показал в своем мнении, какую ложь содержит письмо читателя Аркадия Ходоса. Я бы добавил, что это письмо показывает империалистическое мышление, а оно часто ведет к преступлениям против человечности.

Цитата из письма: «Русские, как старожилы, так и прибывшие сюда при СССР, опираются на русскую культуру, которая в силу многочисленности нашего народа и несравнимо более долгой истории политической независимости значительно богаче эстонской. А сердце любой культуры, как мы все знаем, - это язык». Вот и причина, почему Ходос за 20 лет не выучил эстонский.

ХХ век до ужаса ясно показал, куда ведет ранжирование людей по культуре, расе, классу, языку или любому другому признаку. Печальнее всего то, что Ходос применяет к эстонцам тот же аргумент, какой Гитлер применял к русским. Русские с точки зрения нацистов были недочеловеками, унтерменшами, которые ввиду более слабой культуры и расы не заслуживают права на жизнь. Поэтому на восточном фронте нацисты воевали совсем не так, как на западном.

Хотя национализм (natsionalism) мне отвратителен – не путать с национализмом (rahvuslus), – империализм мне отвратителен еще более. Мне доводилось писать о мысленном эксперименте, в ходе которого я выяснял, почему имперское мышление может как-то утвердиться внутри страны (журнал «Diplomaatia», сентябрь 2015 года), но тем менее империализм пригоден в международных отношениях.

Национализм (natsionalism) прежде всего носит местный или региональный характер, он не такой мессианский, ну а империализм глобален, он претендует на универсальность, будь то Pax Romana, халифат или «третий Рим».

Империализм означает богоданное право править другими людьми, потому что соседи империи – это всегда явление временное. Имперская идея – ее квинтэссенция, если хотите, – состоит в постоянном расширении.

14 июня 1941 года – черный день в эстонской истории. И предупреждение о том, что может случиться, когда одна группа людей начинает решать, как и где должны жить другие люди. Следовательно, наша обязанность – помнить этот день и многие другие дни, потому что только так можно избежать подобных событий в будущем.

Перевод с эстонского.

Наверх