Cообщи

Живущий в Эстонии несколько лет курд опасается быть высланным из страны (6)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Гражданин Ирака Ризгар Камал Мухаммед.
Гражданин Ирака Ризгар Камал Мухаммед. Фото: Liis Treimann

Проживший в Эстонии почти семь лет курд Ризар Камал Мухаммед (35) считает, что, несмотря на незавершенный в Таллиннском административном суде его спор по поводу вида на жительства, сегодня во второй половине дня Департамент полиции и погранохраны наденет на него наручники, и полетит мужчина в неизвестный пункт назначения, в Ирак. 

«Я боюсь, что завтра (сегодня ред.), это произойдет», - сказал Камал вчера утром перед тем, как войти в главное здание Департамента полиции и погранохраны, где он встретился с ведущим его дело чиновником.

Камал, который родился в районе Курдистан на севере Ирака, рассказал, что миграционный чиновник во время встречи с ним был необычно нервным: «Я сказал, что знаю, что вы хотите выслать меня из страны. Он сказал, что ничего о таких планах не знает, но где, мол, ты такое услышал? Я ответил, что мне сказали в посольстве (Иракаред.)».

«Я очень боюсь, отпустят меня или закроют – я честно не знаю, я в шоке и чувствую себя неуютно», - сказал он по-эстонски.

Камар освободился из Центра задержания в Харку в прошлую пятницу по решению суда, который пришел к выводу, что задержание ходатайствующего о приюте человека более 18 месяцев – это непропорционально.

Проблемы Камала начались с близких отношений с эстонкой. Впервые, будучи гражданином Ирака, он уехал с родины в 2002 году. Во второй раз он покинул дом в 2008 году, когда Финляндия предоставила ему международную защиту, поскольку в Ираке его притесняли. Там он встретил эстонку, на которой женился и вместе с которой приехал жить в Эстонию. У них родилась дочь. С 2011 года мужчина жил в Эстонии по временному виду на жительство, которое получил, женившись на эстонской гражданке.

Бил свою жену

Женитьба обернулась для Камала уголовным наказанием. В июле 2014 года Тартуский уездный суд признал его виновным в угрозах, нанесении телесных повреждений и нарушении запрета на приближение к своей жене. По словам женщины, мужчина применял физическое и душевное насилие по отношению к ней и к их ребенку. Сейчас Камал отрицает, что бил жену и ребенка, но признает, что нарушил запрет на приближение, поскольку хотел договориться с женой.

Суд признал вину Камала и назначил ему наказание в виде восьми месяцев лишения свободы, из которых реально нужно быть отсидеть два месяца. Камал говорит, что  наказание он отбыл, а испытательный срок скоро закончится. По его словам, он готов сделать что угодно, лишь бы ему не пришлось возвращаться в Ирак. За это время он сменил вероисповедание, покрестившись из мусульманина в христианина, ему, по его же словам, некуда возвращаться, поскольку своего дома там у него нет: «Там у меня на самом деле ничего нет, я там совершенно чужой человек. Я интегрировался в Европу».

После развода мужчина утратил право на вид на жительство в Эстонии. В 2014 году его поместили в Центр задержания в Харку, где за три раза он в общей сложности пробыл 20 месяцев. Последнее ходатайство о виде на жительство он подал 24 ноября прошлого года.

Ведущий чиновник миграционной службы Департамента полиции и погранохраны Катрин Таммекун объяснила, что было принято решение оставить ходатайство без удовлетворения, поскольку в прежних ходатайствах ему отказали, а новых важных доказательств нет: «Это решение мужчина обжаловал, и сейчас дело находится в производстве административного суда».

Таллиннский административный суд должен вынести свое решение 11 июля.

Крестивший Камала духовник, пастор Харкуского прихода ЭЕЛЦ и член Таллиннского горсобрания Аво Юпрус (IRL) сказал, что у Камала, которого он называет своим другом, в Эстонии все было хорошо до тех пор, пока у него были хорошие отношения с женой: «Когда их отношения расстроились, то произошел развод, и он получил запрет на приближение, который нарушил. После этого его отправили в Тартускую тюрьму. За то время, пока он находился там, у него закончился вид на жительство, и при освобождении из тюрьмы, он уже был «персоной нон грата». С того момента и начались его беды». «Мужчина боится, что, поскольку сейчас у него нет ни одного документа и он нелегал, на него могут надеть наручники и посадить в самолет», - сказал Юпрус.

Камар испробовал все способы, чтобы остаться в Эстонии, все его прежние ходатайства о предоставлении международной защиты были отклонены. Сам Камал говорит, что суд объяснил отклонение ходатайства тем, что у него на родине в Ираке его жизни ничего не угрожает, но сам мужчина спорит с этим. «Только позавчера там взорвалась бомба», - сказал он и добавил, что боится, что не успеет дождаться решения административного суда и его просто отправят обратно в Ирак.

Фото статьи
Фото: Liis Treimann / Postimees

Ребенок - не аргумент

Департамент полиции и погранохраны не согласился прокомментировать, решили ли они выслать Камала из страны до решения административного суда. Вероятнее всего, именно так все и произойдет.

По оценке Департамент полиции и погранохраны, Камал сейчас незаконно находится на территории Эстонии, поскольку он не получил здесь международной защиты, нет у него и вида на жительства и на работу. Камал утверждает, что мог бы пойти на работу к прежнему работодателю в Heimarus OÜ, где он был техником по замене шин и помощником мойщика автомобилей.

«Работать в Эстонии могут только люди, которые находятся в стране на законных основаниях. Насколько известно Департаменту полиции и погранохраны, мужчина не работает. Также в судах различных инстанций рассматривалась ситуация, что мужчина не может встречаться со своим семилетним ребенком. Суд пришел к выводу, что это недостаточная причина для того, чтобы выдать ему основание для нахождения здесь», - сказала Таммекун.

«Я не могу устроиться на работу прежде, чем Департамент полиции и погранохраны выдаст мне документы, просто не выдаст. Они хотят выслать меня», - ответил Камал.

Таммекун прокомментировала, что департамент составил ему предписание, на основании которого его обязали выехать из страны, чего он до сих пор не сделал: «Суд проверил законность высылки мужчины по нескольким административным делам. В представленных обстоятельствах суд не нашел, что есть какие-то препятствия для его возвращения в страну происхождения».

«Ему нужно было отдельно ходатайствовать о нахождении в стране в порядке первичной правовой защиты, но он этого не сделал», - добавила она.

Камал говорит, что во время его нахождения в Центре задержания он был разлучен со своей семилетней дочерью, и при помощи психологов он хочет и дальше общаться с ребенком. Компромисс о разделении права на опеку над девочкой и по выплате алиментов, по словам мужчины, был найден через суд.

«Вчера у нее был день рождения, и я ей звонил, но она не захотела со мной говорить. Но это моя семья, и я должен платить им алименты, - сказал Камал и добавил, что из Ирака он этого сделать явно не сможет. – Они автоматически накладывают запрет, чтобы я не смог в течение пяти лет вернуться. Пять лет – это очень большой срок».

Ключевые слова

Наверх