В этот день четверть века назад вся Эстония с раннего утра стояла в длинных очередях, чтобы получить свои первые 150 крон.
Миллионная очередь 25 лет назад
Бесплатный общественный транспорт был уже тогда: поскольку, например, едущие из Таллинна в Тарту люди просто не успели обменять рубли на кроны, водители разрешили им ехать бесплатно.
Живые очереди из желающих обменять деньги в городах и селах были огромными. Это же свои деньги! Наши собственные, эстонские кроны!
Президент Арнольд Рюйтель вспоминал, что на первые кроны купил обычные потребительские товары. У каждого из нас свои воспоминания: у кого билет на дискотеку, у кого продуктовая сумка.
Обмен денег длился три дня: с 20 по 22 июня. В списки были внесены 1,4 миллиона человек, 1,1 миллиона из которых выкупали кроны. Средняя меняемая сумма тогда составила 136 крон.
21 июня поступило сообщение, что в оборот запущены 593 164 250 крон. Резиденты Эстонии могли поменять наличными до 1500 рублей по курсу одна крона за 10 рублей, курс для суммы, превышающей этот лимит, увеличивался в разы: 50 рублей давал одну крону.
С приходом кроны хлеб стоит от 80 центов до 1,5 кроны. Билет на один приличный концерт на открытом воздухе – три кроны. Килограмм сахара – 6,6 и пачка масла – 3,5 кроны. Средняя брутто-зарплата 25 лет назад составляла 549 крон.
КОММЕНТАРИИ
Тийт Вяхи, бывший премьер-министр
Приход кроны принес определенную разрядку. Я ездил в Валгамаа в гости к своей маме и, поскольку у нее не было рублей, которые можно было бы обменять на кроны, отдал ей половину своих крон, а половину оставил себе. Приход кроны стал концом большой эпохи. Эстония восстановила свою независимость. С приходом кроны и экономика Эстонии стала независимой. Была проделана большая работа. Сейчас от той независимости, к сожалению, мало что осталось. Сейчас мы стали больше чьей-то территорией, чьим-то полигоном, чем независимой страной.
Иво Линна, певец
Я думал, что когда получу свои 150 крон, пойду на Ратушную площадь и куплю одно пиво. Пришел на площадь и меня охватил невероятный шок. Цена кружки пива была 45 крон. Я чуть не потерял сознание и решил отказаться от покупки. Тогда я жил в Меривялья и с большой ненавистью подумал, что пойду тогда куплю его в магазине. Я помню, что там пиво стоило 2,2 кроны. Возле магазина в Меривялья один местный рыбак продавал свежепойманного окуня по цене одна крона за килограмм. Я купил несколько килограммов окуня и сварил уху. Таким было мое вхождение в мир кроны.
Майт Мальмстейн, актер
Тогда я учился на кафедре эстрады, и всем курсом мы ездили в Финляндию, где работали в парках развлечений. Когда уезжали в Финляндию, в Эстонии еще были рубли, а когда вернулись, то уже кроны. Мы обменяли марки на кроны, и я думаю, что первым делом отправились в ресторан.
Тармо Соомере, президент Академии наук
Эстонская крона - это были большие деньги. Сейчас мы оперируем суммами, которые примерно в 16 раз меньше. В кроновые времена мы выглядели страшно богатыми.
Ану Саагим, творческий руководитель Õhtuleht
Во время перехода на кроны я жила в Америке. В те дни приехала домой, ситуация была непонятной. Состояние легкого шока! Первые кроны отдала маме. Помню безумные очереди, чтобы получить первых Койдул-Таммсааров! Как путешественник считаю, что повсюду должны быть одинаковые деньги.
Тоомас Тынисте, министр финансов
Мое первое воспоминание об эстонской кроне связано с оплатой счета за обед в Пирита после тренировки. Мы с братом только что вернулись домой после зарубежной регаты, и впервые в кошельке появились свежие эстонские кроны – тогда меняли очень маленькие суммы. Помню, было жалко отдавать новые деньги за еду, особенно, когда в кошельке их было так мало.
Комментарии взяли Туули Кох и Кадри Куулпак