Российский блогер Илья Варламов вновь делится впечатлениями от поездки в Ивангород и Нарву. На сей раз в своем блоге он рассказывает, что стало с бывшим производством в этих городах-соседях, делая выводы о том, как там и тут относятся к историческому наследию.
Илья Варламов: кажется, что Ивангород давно сдался и махнул на себя рукой, а Нарва еще борется (11)
«Южнее исторического центра обоих городов, на реке Нарва, есть два острова, где сохранилась промышленная застройка XIX века. Острова разделяет старое, естественное русло реки Нарва. Чаще всего оно сухое, но иногда по нему сбрасывают воду с Нарвского водохранилища, и тогда на реке „оживают“ Нарвские водопады. Обычно река течет по новому руслу, прорытому восточнее и образовавшему искусственный остров», - пишет Варламов.
«Сам остров вроде как безымянный, а район, который на нем расположен, носит название Парусинка – по одному из важнейших товаров, который здесь раньше производили. Парусинка сейчас относится к Ивангороду, а Нарве принадлежит остров Кренгольм (который был островом еще тогда, когда водохранилища не существовало)», - продолжает он.
Итак, Парусинка - район Ивангорода, где, по мнению блогера, мало что изменилось с советского времени.
«Кроме того, на Парусинке все еще стоит здание мануфактуры Штиглица, которое легко узнается по своей башне. Собственно, на льнопрядильной мануфактуре и производилась парусина для флота, по которой район получил свое название. Сейчас фабричные здания, общежития и даже жилые дома фактически брошены на произвол судьбы. За ними никто не ухаживает, восстанавливать их никто не спешит. Даже парк бывшей усадьбы Штиглица полностью запущен. Из исторических зданий в нормальном состоянии сохранилась только церковь Святой Троицы, но ее-то как раз недавно отреставрировали», - описывает он.
По мнению Варламова, здание можно было бы законсервировать, чтобы потом восстановить. А пока местные жители разбирают его по кирпичам, а дети жгут костры.
Внешний вид жилых домов также произвел на блогера тягостное впечатление: «Десятилетиями тут никто ничего не делал. Здесь живут какие-то люди, но время остановилось лет 50 назад. В зданиях старые гнилые двери, дороги давно развалились, или их просто никогда не было».
А что же на другом берегу, в Нарве?
«Эстонцы законсервировали здания бывшей мануфактуры. Еще в 90-е некоторые здания выкупили шведы, недавно вот сделали новую крышу. После этого корпуса переходили от владельца к владельцу, но, несмотря на это, эстонцам удалось сохранить фабричные постройки в приличном состоянии. Местные бабушки рассказали, что эстонцы специально законсервировали цеха, чтобы потом разместить там солдат НАТО. Не шутка!» - описывает Илья Варламов.
По его мнению, жилые дома в Нарве выглядят намного лучше, чем в Ивангороде: окна одинаковые, здания чистые и аккуратные. По европейским меркам, конечно, неидеально, но, по сравнению с Ивангородом, в Нарве просто другой мир.
«Ивангород, конечно, жалко. Он стоит на оживленной трассе, через него тысячи людей каждый день переходят границу в Европу и обратно, но его не замечают! Просто мимо проходят, - подчеркивает Варламов. - В городе нет ни одной нормальной гостиницы, в городе нет ни одного нормального кафе или ресторана. При этом вы сами видите, что потенциал гигантский! Сюда могли бы приезжать туристы, здесь есть что посмотреть, но никому ничего не надо».
«Особенно обидно за руины промышленных предприятий. Судя по всему, уже скоро все это придется снести и забыть. Ощущение, что Ивангород давно сдался и махнул на себя рукой. Будь что будет. Как бездомный, который потерял надежду выкарабкаться. А Нарва на другом берегу еще борется», - заключает он.
Читайте репортаж целиком и смотрите фотографии здесь.