Чайковский в Хаапсалу. Возвращение традиции

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Петр Ильич Чайковский в 1867 году.
Петр Ильич Чайковский в 1867 году. Фото: архив автора

28 июня в Хаапсалу открылся Фестиваль музыки П.И.Чайковского, который продлится до 1 июля и обещает стать данью признательности великому русскому композитору, посетившему сей уголок земли ровно 150 лет назад, летом 1867 года, пишет музыкальный критик Тамара Унанова.

«Ну как вам описать невыразимую прелесть этого вечера, этого ясного неба, освещаемого заходящим солнцем, этого благоуханного лесного воздуха и это ощущение отдыха среди зелени и деревьев после долгой прогулки», – писал Петр Ильич Чайковский в одном из писем. Кажется, что эти поэтичные строки были рождены в Гапсале, ныне Хаапсалу.

Вместо Финляндии – в Гапсаль

Сюда в начале июня 1867 года 27-летний композитор, профессор открывшейся год назад Московской консерватории приехал вместе с младшим братом Анатолием, дабы отдохнуть от шума городского и поработать над начатой ранее первой своей оперой «Воевода». А быть может, и написать что-то новое.

И хотя первоначальным намерением Чайковского было провести все лето в Финляндии, план пришлось изменить и вернуться в Петербург: денег хватило лишь на поездку в Выборг и экскурсию на водопад Иматру. Поэтому было решено ехать к родственникам Давыдовым, проводившим лето в Гапсале, у которых уже гостил брат Модест.

Гапсаль с легкой руки доктора Гунниуса, открывшего здесь в 1825 году грязелечебницу, считался модным курортом. Отдыхающие могли остановиться в «Петербургском отеле» или «Русском трактире», но с малыми средствами нечего было и думать о гостинице. Впрочем, многие местные жители, коих в ту пору насчитывалось порядка трех тысяч, сдавали жилье внаем.

Вскоре квартира была найдена: две комнаты в небольшом доме некой вдовы с сыном, неподалеку от дома, где жили Давыдовы. С ними семейство Чайковских породнилось в 1860 году, когда сестра Петра Ильича Александра вышла замуж за Льва Васильевича Давыдова, сына декабриста Василия Львовича Давыдова. Здесь, в Гапсале, проводили летние месяцы свекровь сестры Чайковского, вдова декабриста, Александра Ильинична Давыдова с дочерьми Верой и Софьей.

Дом, где останавливался композитор, к сожалению, не сохранился; по свидетельству историка Калева Яго, он находился на Большой Морской улице, на углу с Рыцарской. Если по одной из этих улочек спускаться к морю, то в нескольких шагах от берега вы увидите Скамью П.И. Чайковского – оригинальный памятник местного скульптора Романа Хаавамяги, сооруженный в 1940 году в честь столетия композитора, на деньги, собранные по всей Эстонии. Скамья сделана из доломита, на спинке скамьи – бронзовый барельефный портрет композитора с датами рождения и смерти и высеченная на камне нотная строка с мотивом эстонской народной песни «Kallis Mari».

По преданию, гуляя в Гапсале по парку или бродя вдоль залива и любуясь закатом солнца, Чайковский услыхал старинную эстонскую мелодию. Прошло более четверти века, напев этот всплыл в памяти и, преобразованный, зазвучал в его музыкальном реквиеме – Шестой симфонии, но что характерно, во второй части, окрашенной светлыми воспоминаниями...

Музыкальный памятник Хаапсалу

В Гапсале Петр Ильич провел почти два месяца, написав там две пьесы для фортепиано – «Песню без слов» и «Развалины замка», навеянные легендой о Белой даме. Вместе со «Скерцо», сочиненным еще в пору учебы в консерватории, эти пьесы составили фортепианный цикл «Воспоминания о Гапсале». Цикл посвящен дочери декабриста Вере Васильевне Давыдовой, большой любительнице музыке, недурно игравшей на рояле и неплохо рисовавшей, и к тому же не на шутку влюбленной в композитора.

Их «роман», о котором так мечтала не только Верочка, но и сестра Петра Ильича Александра, кончился ничем, и год спустя Вера Васильевна вышла замуж за героя Севастополя адмирала Ивана Ивановича Бутакова. С Петром Ильичом она встречалась не раз, будучи уже светской дамой. Символично, что последнее их свидание состоялось 20 октября (по старому стилю) 1893 года на обеде у Веры Васильевны. Через пять дней композитора не стало.

До конца жизни (умерла она в 1923 году за границей) Вера Васильевна хранила печатный экземпляр «Воспоминаний о Гапсале» с посвящением и дарственной надписью Чайковского. Фортепианный цикл «Воспоминания о Гапсале» год спустя уже звучал в концертных залах России, став одним из наиболее популярных произведений композитора и нерукотворным, музыкальным памятником Хаапсалу. «Воспоминания о Гапсале» были изданы – как и почти все сочинения Чайковского – уроженцем Ревеля Петром (Пеэтером) Юргенсоном, издателем, другом и доверенным лицом, а после смерти композитора - и его душеприказчиком.

14 августа 1867 года Петр Ильич покинул Гапсаль, где провел лето, по его словам, «довольно приятно». В письме сестре Александре Чайковский признается: «В Гапсаль я приехал с сильным против него предубеждением и весьма ничтожным запасом денег, но с каждым днем я открывал в нем различные достоинства, окончательно меня с ним примирившие...»

Кроме сочиненных здесь «Воспоминаний о Гапсале» Чайковский инструментовал первый акт оперы «Воевода» (на сюжет пьесы Александра Островского «Сон на Волге»), а также переработал и заново оркестровал «Характерные танцы», написанные им в годы учебы в Петербургской консерватории. С «Танцами», которые вошли во второй акт оперы под названием «Антракт и пляска сенных девушек», Чайковский спустя полгода выступил как дирижер в концерте в пользу пострадавших от неурожая. В отличие от оперы «Воевода», партитуру которой композитор сжег после пятого представления, «Танцы» имели шумный успех.

Можно сказать, что Гапсаль подарил Чайковскому не только «несколько приятных воспоминаний», но и часы вдохновенного труда и стал маленькой, но заметной страницей в его биографии.

Сто лет спустя. Дни музыки Чайковского

В память об этом спустя более чем сто лет, в 1976 году в Хаапсалу возникла традиция проведения Дней музыки Чайковского, которая продолжалась до 1986 года и собирала известных русских и эстонских музыкантов. Здесь выступали скрипачи Виктор Пикайзен и Михаил Безверхний, пианист Калле Рандалу, Камерный хор под управлением Тыну Кальюсте, ансамбль Hortus Musicus во главе с Андресом Мустоненом, Эстонский государственный симфонический оркестр (ERSO) и дирижеры Пеэтер Лилье и Пеэтер Сауль...

Плакат Фестиваля П.И. Чайковского 1998 года.
Плакат Фестиваля П.И. Чайковского 1998 года. Фото: архив автора

К сожалению, прекрасная традиция в силу исторических и политических причин была прервана. Усилиями и стараниями местных деятелей культуры, прежде всего заместителя директора Центра культуры Хаапсалу Мартина Лийвета и мэра города Урмаса Суклеса при поддержке Министерства культуры в лице Ольги Бундер традиция возродилась. В 1997-1998 годах в приморском городе на юге Эстонии проводились Дни камерной музыки П.И. Чайковского, память о которых наверняка еще жива у участников фестиваля.

У меня хранятся афиши с именами примадонны эстонской оперы Маргариты Войтес, пианиста Танеля Йоаметса и его квинтета, виолончелиста Вамбо Пикнурма, пианистки Натали Саккос, певиц Ольги Бундер и Людмилы Кыртс, Камерного оркестра Хаапсалу, а также легендарного российского Квартета имени Бородина и музыкантов из Петербурга – скрипачки Анны Лаухиной, пианистки Эльмиры Каировой, певиц Ирина Якубенко и Натальи Барабулиной...

Так что нынешний фестиваль Чайковского – возрождение старой доброй традиции. И отрадно, что устроитель фестиваля – самая крупная государственная концертная организация Eesti Kontsert – решил привлечь лучших музыкантов, артистов оперы и балета Эстонии, а также пригласить в качестве гостя московский театр «Новая опера». Артисты театра хорошо знакомы нашей публике благодаря выступлениям на фестивале «Биргитта» и маэстро Эри Класу, который в 2006-2011 годах был главным дирижером театра.

30 июня в актовом зале общей гимназии Ляэнемаа выступят солисты «Новой оперы», которые в сопровождении пианиста и директора театра Дмитрия Сибирцева исполнят романсы, арии и дуэты из опер Чайковского. В тот же день вечером в Хаапсалуском епископском замке в исполнении оркестра «Новой оперы» под управлением Яна-Латема Кёнига прозвучат шедевры мировой музыки: Шестая симфония и Первый концерт для фортепиано с оркестром (солист – всемирно известный эстонский пианист, лауреат конкурса Чайковского Калле Рандалу). Не сомневаюсь, что истинным подарком поклонникам Терпсихоры станет спектакль на сцене, сооруженной прямо на воде, в маленькой бухте при закате солнца – балет «Лебединое озеро» в постановке Тоомаса Эдура и в исполнении труппы Национального балета Эстонии; вход на него свободный.

1 июля в Хаапсалуском епископском замке московские гости покажут в концертной версии (точнее, semi-staged) последнюю оперу Чайковского – «Иоланту». В постановке, которую осуществил режиссер Алексей Вэйро, заняты солисты и симфонический оркестр театра «Новая опера», а также хор Национальной оперы «Эстония». В тот же день в Домском соборе в исполнении Струнного оркестра «Новой оперы» прозвучит Серенада для струнного оркестра Чайковского, а также музыкальный памятник Хаапсалу – фортепианный цикл «Воспоминания о Гапсале» – в исполнении Калле Рандалу.

В рамках фестиваля, который завершится 1 июля в Хаапсалуской концертной раковине программой «Чайковский в джазе» в исполнении кларнетиста Антти Сарпила и оркестра Estonian Dream Big Band, – камерные концерты, тематические прогулки, концерт для детей... Стоит лишь пожелать, чтобы вновь возрожденный фестиваль П.И. Чайковского стал ежегодной доброй традицией, чтобы, как того желал композитор, его «музыка распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

Наверх