По историческим и малообъяснимым причинам ЕС регулирует умную селекцию и иное генетическое модицифирование растений столь основательно, что можно сказать, что по факту всё это запрещено.
Времена меняются, сегодня в ЕС активно обсуждают, не стоит ли разрешить некоторые новые методы биотехнологии растений, приравняв их к традиционным методам селекции. Это обсуждение очень важно, поскольку при помощи новых методик можно улучшить устойчивость растений к болезням и к стрессу, увеличить содержание полезных веществ. Выборочное добавление генов резистентности позволило бы сделать менее податливыми к болезням популярные сорта, которые вкусны, но требуют опрыскивания пестицидами. Более того, умная селекция могла бы улучшить устойчивость к болезням и стрессу у старых сортов, которые мы помним с детства – и которые больше не выращиваются, потому что у них нет отдельных важных свойств, которые ценятся в сортах, выращиваемых сегодня.
Против фитофторозы и мучнистой росы
Умная селекция улучшила и пищевую ценность растений, скажем, выведен золотой рис, обогащенный витамином А, или помидоры, в которых в 25 раз больше фолиевой кислоты. Созданы сорта яблок «Arctic», которые не коричневеют после разрезания, и картофель «Innate», который не темнеет после очистки. Изменение отдельных генов не заменило бы ни скрещивания, ни оценивания сортов, но дало бы возможность добавлять к хорошему сорту конкретное хорошо описанное свойство, например, высокую резистентность к болезни, не меняя остальные гены этого сорта.