Министр здравоохранения и труда Евгений Осиновский сказал, что президент оспорила лишь одну маленькую деталь Закона о налоге на сладкие напитки, и решить, когда и как будет введен этот налог, предстоит парламенту.
Евгений Осиновский: «сладкому налогу» – быть! (3)
Президент Керсти Кальюлайд сообщила вчера вечером, что не провозгласила Закон о налоге на сладкие напитки, потому что он делает необоснованные исключения для морского транспорта и авиакомпаний – согласно законопроекту, на них налог не распространяется. Кальюлайд считает, что привилегированное положение целого сектора необоснованно и противоречит следующему из Конституции принципу равного обращения.
Осиновский парирует: более существенно то, что и президент поддерживает налог на подслащенные напитки с целью уменьшить в них содержание сахара и положительно повлиять на здоровье народа Эстонии.
«Президент оспорила крошечную деталь, касающуюся налоговой льготы для кораблей и самолетов, – говорит Осиновский. – Я это исключение никогда не поддерживал, не было его и в законопроекте, который представило в парламент правительство. Оно возникло по предложению финансовой комиссии Рийгикогу».
Теперь дело за парламентом – убрать эту деталь из закона или рискнуть разбирательством в Госсуде, добавил министр. Лично он предпочел бы первый вариант.
Глава финансовой комиссии парламента Михаил Стальнухин сказал, что не знал, как именно президент объяснила свое решение: «Как я уже говорил в зале Рийгикогу, если президент не провозгласит закон, мы будем обсуждать его снова, что уж тут»
Когда парламент будет обсуждать закон – пока неясно. Премьер-министр Юри Ратас сказал в интервью ERR, что парламент может обсудить закон в сентябре. «Правительство не видит нужды в том, чтобы парламент собирался досрочно», – добавил он.
Член финансовой комиссии парламента реформист Айвар Сыэрд считает, что этот закон – юридический брак и не достигнет цели, которая декларируется. По словам Сыэрда, раскритикованная президентом поправка была внесена после встречи финансовой комиссии с представителями фирм, осуществляющих морские перевозки. Представители заявили: если их обяжут платить налог, они будут закупать напитки за рубежом. «Это скажется на наших производителях, государство недополучит налог», – считает Сыэрд. Сам он поправку не поддержал, в отличие от Михаила Стальнухина, Андреса Аммаса, Кальви Кыва, Андрея Новикова, Керсти Сарапуу, Прийта Сибуля и Майре Аунасте.
Министерство финансов по-прежнему прогнозирует доход 2018 года от налога на подслащенные напитки на уровне 15 миллионов евро. В 2019 году доход составит 16 миллионов, в 2020-м – 17 миллионов евро.
На вопрос, ищет ли министерство источники покрытия на случай возможных проблем, оно ответило, что при необходимости доходы и расходы будущего года правительство обсудит осенью, когда будет готовить законопроект о бюджете на 2018 год.