В российской столице завершился 39-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ).
39-й Московский кинофестиваль: ответ санкциям – творчество!
Он официально признан одним из старейших кинофорумов в мире – старше него только фестиваль в Венеции. Впервые ММКФ провели 82 года назад, в 1935-м, тогда фестивальное жюри возглавлял Сергей Эйзенштейн. Отсчет порядковых номеров ММКФ ведет с 1959 года, когда по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой он был возобновлен и с тех пор проводился раз в два года. С 1997-го фестиваль стал ежегодным (не состоялся он только в 1998 году из-за финансового кризиса).
В мире таких всего пятнадцать
Генеральный директор ММКФ Леонид Верещагин сказал, что таких кинофестивалей, как Московский в мире всего пятнадцать. На кинофестивалях подобного уровня в составе жюри должно работать не менее пяти иностранных профессионалов и не менее десяти картин, предлагаемых в конкурсной программе, должны быть иностранными – из семи разных стран как минимум. Кинофестивали уровня ММКФ проводятся в странах, где кинематограф развит и ведется очень серьезная борьба с кинопиратством.
Со слов президента ММКФ Никиты Михалкова мы записали статистику фестиваля. На отбор было представлено более 1800 фильмов, из которых в официальную программу попали 247 иностранных картин из шести десятков стран (153 полнометражных, 94 короткометражных фильма). Российскую программу составили 123 ленты. 443 сеанса в 22 залах посетили более 33 тысяч человек. Почти шесть тысяч стали гостями и участниками ММКФ, а освещали фестиваль 2233 представителя СМИ.
Все лучшее!
На открытии Никита Михалков отметил, что на фестивале представлено все лучшее, что есть сегодня в мировом кинематографе.
Председателем жюри основного конкурса стал иранский кинорежиссер и сценарист Реза Миркарими, уже дважды становившийся обладателем «Золотого Георгия» – главного приза ММКФ.
– Реза, лучше пригласить тебя председателем жюри, чем в третий раз вручить тебе «Золотого Георгия». Такова стратегия нашей безопасности в борьбе за этот приз, – пошутил Михалков и надел на шею иранского коллеги символ власти председателя жюри – золотую цепь с изображением покровителя Москвы св. Георгия.
Без песни никуда
Украсила открытие песня на стихи Марии Захаровой, официального представителя российского МИДа. Композиция «Верните память» в исполнении Наргиз Закировой посвящена всем российским военным, служащим сейчас в Сирии. Кстати, и на закрытии кинофестиваля прозвучала песня на стихи Захаровой, но уже о любви, а спел ее Александр Коган.
А еще на церемонии открытия Александр Ревва, российский шоумен, комедийный актер, телеведущий и певец, посвятил свой номер итальянской звезде – актрисе Орнелле Мути, работавшей в этом году в жюри. Меломаны в курсе, что прошлой осенью Ревва выпустил видеоролик на песню «#Какчелентано». Главную роль в клипе по мотивам легендарного фильма «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано и Орнеллой Мути исполнила сама Мути.
Грымову помогли зрители
В российскую программу вошли и картины, с успехом прошедшие в прокате (скажем, «Время первых» Дмитрия Киселева с Евгением Мироновым и Константином Хабенским, и «Большой» Валерия Тодоровского), и дебюты, и артхаусное кино.
Среди дебютантов был Иван Шахназаров, сын режиссера Карена Шахназарова. Иван снял фильм «Рок». Это слово в русском языке имеет два основных значения – «судьба» и «стиль музыки». Кино Ивана – о том и о другом: о молодых рок-музыкантах, которые из провинциального городка отправляются на одну из крутых московских радиостанций, чтобы показать себя. Путь им предстоит трудный. Но куда приведет их судьба?
– Вас так много, – несколько смущенно сказал Иван, оглядывая зал Дома кино, где традиционно проходят показы российской программы. – Это очень важно для меня. Спасибо, что пришли поддержать! Я очень волнуюсь...
Но волнение оказалось напрасно, фильм публике понравился.
Полный аншлаг был и на показе картины Юрия Грымова «Три сестры» по мотивам пьесы Чехова. В фильме сыграли Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Александра Назарова, Игорь Ясулович, Александр Балуев, Владимир Носик, Игорь Яцко, Александр Пашутин, молодая актриса Натали Юра. Студию ЮГ и киностудию им. Горького в производстве киноленты поддержало Министерство культуры РФ.
– Поддержка от министерства оказалась для меня неожиданной, без нее мы бы не смогли закончить фильм. А закончить работу над звуком в этой картине нам помогли простые люди: мы дали объявление в Интернете, и обычные кинозрители переводили нам деньги, кто три рубля, кто десять. Я лично видел эти переводы. Это круто! – сказал Грымов публике. – В работе над этим фильмом я выступил не только как режиссер и продюсер, но и как оператор-постановщик. Да, случился казус, и мне пришлось осваивать еще и эту профессию, но она мне понравилась, так что теперь я могу оказывать и такие услуги. А вообще-то я воспитан на советском кино, и то, что вы увидите в «Трех сестрах» – дань моего уважения и восхищения им. Желание, которое в последнее время охватило наш кинематограф – догнать Голливуд, – мне кажется утопическим, мы движемся по совершенно другой траектории, у нас у самих есть чем гордиться. Например, прекрасной актерской школой. И ансамбль актеров, который собрался в этой моей картине, по-моему, абсолютно великолепен, работая в этой компании, я испытал огромное удовольствие.
Отметил Грымов и талантливую и тонкую работу сценариста Ольги Михайловой: несмотря на то, что действие происходит в наши дни, Ольге удалось сохранить 98 процентов произведения Чехова, а свое, авторское видение добавить аккуратно, чтобы «Три сестры», которых публика многократно видела и в кино, и в театре, выглядели по-новому.
В штатном режиме
Никита Михалков сказал, что в этом году на ММКФ ему удалось посмотреть девять фильмов.
– Лет шесть назад посмотреть даже пять картин для меня было немыслимо, я тогда и представить не мог, что на нашем кинофестивале я буду смотреть кино, да еще в таком количестве. Раньше мы занимались совсем другими делами – что-то выколачивали, выясняли, разбирались. Да, атмосфера несколько лет назад была взвинченная и истеричная, все время требовалось вмешательство дирекции фестиваля. Сейчас, конечно, остались некоторые неудобства, например, с парковкой, иногда не все гладко идет и на киносеансах, но в целом ситуация кардинально изменилась. Фестиваль уже не первый год проходит спокойно, в штатном режиме. И я бы хотел, чтобы эта стабильность на ММКФ сохранялась. Кто-то считает это скучным, мол, не хватает страстей, а мне кажется, они здесь ни к чему, ведь цели нашего фестиваля – показывать людям мировое кино, отвечающее любым вкусам, дать им возможность обсудить его, пообщаться с его авторами. Вот это главное, а не склоки и нестандартные ситуации.
Подарок маме
Главный приз «Золотой Святой Георгий» получил китайский фильм «Хохлатый ибис» режиссера Лян Цяо. За кинематографическую ценность и человечность, как отметили на церемонии закрытия (она состоялась вечером 29 июня в театре «Россия»), где и были вручены призы фестиваля.
– Я сейчас очень взволнован, не ожидал такой высокой награды, ведь мой фильм снят достаточно просто, – говорил Лян, принимая статуэтку «Георгия». – По пекинскому времени уже наступило 30 число – день рождения моей мамы. И этот приз – подарок ей!
Специальный приз жюри «Серебряный Святой Георгий» получил российский «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Аналогичный приз за лучший документальный фильм взяла «ОПЕРА» (Франция-Швейцария, реж. Жан-Стефан Брон), а за лучший короткометражный фильм – «Скорая помощь» (Норвегия, реж. Себастиан Торнгрен Вартин). «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу ушел к Фикрету Рейхану («Желтая жара», Турция), за лучшее исполнение мужской роли – к Сон Хён Чжу («Обычный человек», Корея), за лучшее исполнение женской роли – к Верене Альтенбергер («Лучший из миров», Австрия).
Приза ММКФ за вклад в мировой кинематограф удостоился итальянский актер Франко Неро. А российский фильм «Карп отмороженный» Владимира Котта с Мариной Нееловой и Алисой Фрейндлих в главных ролях наградили Призом зрительских симпатий.
За образ Москвы
Впервые был вручен приз мэра российской столицы «За создание образа Москвы в киноискусстве». Его удостоились четыре фильма – «14+» Андрея Зайцева, обе части «Духless» Романа Прыгунова и картина «Про любовь» режиссера Анны Меликян, которая стала главным обладателем этого приза.
– Я все свои фильмы сняла в этом городе, – сказала Анна на церемонии закрытия. – В Москву я приехала в 17 лет и сразу ее полюбила, но она не сразу меня приняла. А сегодня мне очень волнительно получить этот приз... Будто наконец Москва тоже меня полюбила – и наша любовь теперь взаимна!
Всегда можно договориться!
На церемонии закрытия не только вручали награды, а кое-что забирали. Никите Михалкову пришлось лишить председателя жюри его символа власти. Когда ММКФ завершается, цепь с изображением святого Георгия должна вернуться в оргкомитет. Снимая с Резы Миркарими цепь, Михалков заметил:
– Кино настолько объединяет все народы, что Реза, человек из страны, которая исповедует ислам, во время нашего фестиваля носил на своей груди святого Георгия. Это говорит о том, что всегда и во всем люди могут договориться!
Важнее «Оскара»
И еще одного итальянца чествовали на церемонии закрытия: Микеле Плачидо – актер и режиссер, комиссар Каттани из сериала «Спрут» – стал обладателем специального приза ММКФ «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского».
– Станиславский действительно был моим учителем, – сказал Плачидо, – он был учителем всех актеров мира – русских, американских, французов, итальянцев, всех-всех. И для меня получить премию его имени более важно, чем получить «Оскар». И я глубоко признателен Никите Михалкову – еще одному великому мастеру. Но сейчас мне стоять на этой сцене и принимать эту награду стыдно. Вчера Америка и европейские страны решили на полгода продлить санкции против России, а сегодня вы мне вручаете такую премию, это несправедливо. И мне непонятно, почему, мы, итальянцы, должны ориентироваться на Америку, я всегда ориентировался на великую Россию, которая подарила мне великих людей. Тем, кем я сегодня являюсь, я стал благодаря русской культуре, благодаря Пушкину, Достоевскому, Толстому, многим другим деятелям вашей культуры.
Публика прервала речь Плачидо бурными аплодисментами.
– Спасибо вам! – продолжил он. – Я чувствую себя гражданином России. И благодаря вашей культуре, надеюсь, мы сможем установить диалог с политическими лидерами, которые сейчас определяют этот разрыв – между Западом и великой матерью Россией.
После этих слов Никита Михалков обнял Микеле Плачидо:
– Какие санкции? Ну какие санкции, Микеле, когда есть мы – те, кто занимается искусством! Да тебя обожают у нас уже не одно десятилетие. Поэтому, мой дорогой, нам абсолютно нечего бояться. На все санкции мы ответим творчеством!