В садоводческом пригороде Нарвы начали бурить новую скважину питьевой воды - первую из трех, которые городские власти решили подарить садоводам перед выборами.
Галерея: началось бурение 100-метровых водяных скважин для садоводов Нарвы
А вот как люди станут делить и оплачивать добываемую из недр воду - этот сложный вопрос предстоит им самим решать, наверное, уже в следующем году. Подготовку к бурению первой из трех новых скважин начали на прошлой неделе, а первые кубометры артезианской воды из нее выкачают в предстоящую пятницу.
На сегодняшний день бур ушел вниз на 82 метра из которых 60 метров - чистая глина. Впереди - еще более двадцати метров бурения водоносного песка, крепко сдавленного недрами. "Он бывает до такой степени спресованным, что как камень, но он с водой", - объяснил Сергей, буровик с почти двадцатилетним стажем из фирмы Viru Geoloogia. По его рассказу, ломоносовский водоносный горизонт пробурят на всю его толщину, и в итоге длина трубы составит 107 метров.
Две другие скважины в Кудрукюла будут такими же, но на несколько метров глубже, считая от поверхности. Таков здешний ландшафт.
Власти Нарвы еще в прошлом году получили от государства право пробурить три скважины в садоводческом пригороде Кудрукюла для получения из земных недр чистой артезианской воды, пригодной для питья. Тут десятки товариществ - около 3000 садоводческих участков, где-то 2700 домов. Из них небольшое количество используется для круглогодичного проживания, а в основном только в теплое полугодие. Питьевую воду большинство людей сами привозят на автомобилях, а для хозяйственных нужд берут из непитьевых колодцев.
С давних времен действующая артезианская скважина для добычи чистой воды со стометровой глубины есть только в товариществе "Светофор", но это капля в большом море. Их водой пользуются также ближайшие соседи, а установленный государством суточный лимит составляет 60 кубометров. Товарищество "Балтика" уже тоже получило разрешение на 17 кубометров в сутки и пробурило свою скважину, но строительные работы еще продолжаются - воду пока не берут.
И вот, долгожданное разрешение на дополнительные три скважины получило в 2016 году Нарвская горуправа. Эта первая из трех скважин находится на участке городской земли рядом с автобусной остановкой и продуктовым магазином у садоводческого товарищества "Дружба Плюс". Для двух других скважин свои участки предоставили самоуправлению товарищества "Октообер" и "Гвоздика".
Получая от города безвозмездно скважины стоимостью свыше 50 тысяч евро каждая, названные три товарищества обязуются не только держать их в порядке и обслуживать, но и делиться водой с соседями. Сложный вопрос - как договориться о взаиморасчетах - самоуправление отдало на откуп самим садоводам.
Председатель "Гвоздики" Татьяна Петраченко объясняет, что брать деньги за воду из будущей скважины на своей территории они будут согласно счету от Департамента окружающей среды за потребленную воду. "Но если электричество будет наше и плюс наш человек будет обслуживать эту скважину, то, естественно, какая-то сумма будет еще набегать", - добавила председатель.
"У нас между садами (между товариществами - И.С.) будет заключен договор, но он еще не выработан", - Петраченко надеется, что такой договор будет составлен основательно и в случае неприятностей позволит отстаивать в суде интересы "Гвоздики".
Председатель "Октообера" Зинаида Байкачева тоже пока не представляет, как именно они будут рассчитываться с соседями за воду, качаемую из скважины, которая скоро появится на их территории: "Потом надо будет обсчитать, сколько вода будет стоить, сколько обслуживание и электричество".
При этом Байкачева признает, что сам факт продажи воды соседним товариществам будет означать, что их садоводческое товарищество станет, по сути, водным предпринимателем. "Это накладывает обязанности, конечно, и мы на это пошли", - сказала она.
Сегодня, как рассказала Татьяна Петраченко, все движется поэтапно, в будущее не забегают: есть проект на скважину, есть нотариальные бумаги о передаче земли товарищества городу Нарве для бурения. "А дальше я не знаю. Сейчас жду порубочный билет, чтобы срубить деревья там, где будет стоять скважина".
Пока реальную воду не увидят, делить ее не начнут. "Брать воду - это не раньше следующего сезона, а в этом сезоне, дай бог, чтоб хотя бы поставили все это и красиво сделали", - предположила председатель.
Буровики Сергей и Игорь рассказывают, что местные садоводы регулярно подходят к их буровой площадке, и люди явно довольны тем, что чистую воду скоро уже не надо будет возить из города. "Как же так, садоводство и без воды - это вообще не годится, - рассуждает Сергей. - У меня тоже есть дача - и там скважина, правда, у нас в Тойла неглубоко - пятнадцать метров - и уже вода. Это так хорошо! Я и в баню воду провел - кран открыл, и она течет…".
Но Татьяна Петраченко из "Гвоздики" знает, что подземную воду ждут отнюдь не все: на собрании с этим вопросом в повестке присутствовали многие, но единого мнения не было, ведь водопровод от скважины в дома все равно не пойдет, то есть по-прежнему придется ходить или ездить с бутылями к общему крану, да еще и платить за него.
Председатель Союза нарвских садоводческих товариществ Елена Вальме отмечает, что все садоводческие товарищества пригорода Кудрукюла приписаны городом к той или иной будущей скважине, однако территории садов настолько велики, что логистические вопросы недостаточно хорошо продуманы. Самые удаленные от скважин садоводы наименее заинтересованы в участии в данном городском проекте. "Сейчас, как я вижу, этим никто особо не интересуется, надеясь как-то разобраться потом", - отметила Вальме, прдположив, что именно вокруг дальнейших договоренностей и расчетов товариществ и товарищей может возникнуть больше всего вопросов.
В этом году, как считает Елена Вальме, городские власти перед выборами отрапортуют об успешном бурении трех скважин для садоводов. Затем с октября придется, согласно разрешению Департамента окружающей среды, закрыть скважины на холодные полгода, и, соответственно, весь ажиотаж вокруг взаиморасчетов за воду перенесется уже на следующий сезон.