Cообщи

Евгений Зубри. Особенности национального уныния (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Евгений Зубри
Евгений Зубри Фото: личный архив

Можно объяснить всё: и хаотичную вырубку лесов, и строительство комбината на Эмайыги, и заботу правительства о тюленях, уже сейчас страдающих от гипотетического российского газопровода. Однако наплевательское отношение к здоровью своего населения – штука непонятная, пишет колумнист и специалист по медицинским технологиям Евгений Зубри.

Вместо эпиграфа: пару лет назад мне довелось встретиться в Тарту с учеными, разрабатывающими методики ранней диагностики онкологии. Мне с ними было чем поделиться: уже есть заморские, доказанные достижения в этой области, которые работают – и ждут одобрения в Эстонской Республике.

Казалось бы, вот она – птица счастья, прилетевшая к нам в поисках теплого гнезда. И делать ничего не нужно – знай пожинай плоды. Но нам такого не надо. Не потому, что заморские наработки плохи или вызывают сомнения у эстонских ученых. Нет, нам по сердцу гранты, сам процесс, свой особый путь, пусть и тупиковый. Результат не столь важен, важны вялые поиски уже кем-то найденного.

Прощаясь, я не удержался от вопроса: «Почему вы такие унылые?» В ответ получил: «Уныние помогло нам как народу сохраниться». По дороге в Таллинн я никак не мог понять, что это было: самоирония или гибельное мышление...

Буревестник Юри Рейнвере

Старшее поколение помнит, как жадно мы ловили зашифрованный, тайный смысл между строчек в книгах, нечто двусмысленное в телепередачах, ироничный прищур глаз героев в фильмах и спектаклях. Мы восторгались смелостью, честностью и талантом авторов и исполнителей.

Когда я прочел статью композитора Юри Рейнвере «У латышей нет ложного стыда за связи с русской культурой» на портале Rus.Postimees, мне показалось – каюсь: ошибочно, – что автор боится высказать глубоко наболевшее и осторожно выдает на поверхность только то, за что местная святая инквизиция его не очень покарает.

Я не разобрался поначалу в завуалированной для меня, но, как выяснилось, такой резкой и ироничной по эстонским понятиям самокритике. Правда, автор живет в Германии, что избавляет его от родной необходимости мимикрировать и страха анафемы – и позволяет приподнять веки навстречу свету.

Виват, Юри Рейнвере! Раз уж представитель эстонской творческой интеллигенции, освободившийся за границей от стереотипного мышления, поднял флаг здравого смысла, будет грехом не поддержать его в этом неблагодарном, но благородном деле. И не столь важно, какой у тебя паспорт в кармане – главное, что у тебя в мозгах и на сердце.

Отказ от корней животворящих

Не буду рассуждать о благости или пагубности отказа от неугодной культуры и знаний в угоду сиюминутных политических веяний. Процитирую Юри Рейнвере:

«Нет у нас и государственной потребности утвердиться на международном уровне – экономика работает достаточно хорошо, чтоб азартно наблюдать за международной игрой в бридж, и еще нас почему-то преследует желание в известной части отказаться от своих корней. Я имею в виду необходимость непременно очистить себя от культурных связей с Восточной Европой и Россией... Это желание понятно, но, конечно, в сегодняшнем международном пейзаже оно нам пользы не приносит. Опять же, скорее наоборот, удерживает нас от повторения наших старых мантр насчет нашей особости, наивности и изолированности, которые и имели влияние на международной арене только в 1990-е».

Надеюсь, руководитель ансамбля старинной музыки Hortus Musicus Андрес Мустонен не нуждается в дополнительном представлении. Блестящий музыкант, настоящий человек вселенной с поистине космическим наднациональным мышлением, – что не мешает ему оставаться настоящим эстонцем. Только одного глубокого уважения к маэстро достаточно, чтобы научится разговаривать на перфектном эстонском языке, без насилия и интеграционных дорогостоящих, никому не нужных программ.

Глядя на него, невозможно поверить в то, что привычка впадать в уныние – неотъемлемая часть его национальной идентичности. Жаль, таких людей нельзя клонировать, они штучны. Мустонен мог бы быть прекрасным министром культуры или здравоохранения, руководить внешней политикой или обороной, стать премьер-министром, а уж президента лучше и не придумаешь.

Авторитета Мустонена хватило бы на то, чтобы Эстонская Республика действительно стала страной, к мнению которой прислушиваются во всем мире. Но практика показывает: чтобы попасть на вышеуказанные должности, особый талант не нужен. Между тем то, что делает Андрес, несравнимо ни с какой политической деятельностью.

Есть у Мустонена по сегодняшним критериям власти один, но страшный порок: не хочет он рубить свои культурные, в том числе и русские корни. Напротив, проращивает их везде, где только может.

Наряду с желанием очиститься от наиболее сочной части своих корней есть в нашей стране и другая беда. Это отсутствие инициативы и желания реальных действий и перемен. «Нам это не надо!» – знакомо?

Когда-то кибернетику называли продажной девкой империализма. Сегодня я начинаю так же гадко думать о статистике: внимательно читаю, смотрю и слушаю пропагандистские сообщения для населения – и никак не вяжется у меня непрерывный рост зарплат, ВВП и благосостояния народа с тем, что «бачат очи». Как может, например, при таком благополучии пребывать в глубоком кризисе система здравоохранения во главе с Больничной кассой? Что-то от статистики дурно попахивает!

Я б в политики пошел, пусть меня научат

Околачивая разные пороги с предложениями изучать и внедрять новые методы диагностики и делать народ здоровее – с чем не справляются ни Больничная касса, ни повышение акцизов на алкоголь, – я натолкнулся на новую грань нашей действительности.

Местные врачи, вникнув в суть моих аргументов и понимая, что нет ничего важнее, чем распознать заболевание на начальной стадии и уничтожить его, попутно исцелив циститы, панкреатиты, экземы, псориазы и многие другие болячки, которыми человек со здоровой иммунной системой не болеет, в один голос восклицают: «Вау! Ровно то, что нужно!» Они как никто знают, что ранняя диагностика – гарантия существенного снижения скорости заполнения кладбищ безвременно ушедшими.

Знать-то знают, но подумав и взвесив реалии, решают, что преодолевать многокилометровые чиновничьи баррикады на пути борьбы за здоровье населения гораздо сложней, да и не так прибыльно, как политическая деятельность.

И еще говорят уважаемые врачи, что без участия высших чиновников в качестве «крыши» будет похоронено любое начинание. А чиновники недосягаемы. Чем они заняты, гадать не нужно, и так известно: «Нам не надо! Мы постоянно боремся с восточным врагом и еще председательствуем в ЕС! Нам не до вас! Наши кладбища работают исправно, так что не жалуйтесь!»

Трудно, но как-то можно объяснить и хаотичную вырубку лесов по всей стране, и строительство деревоперерабатывающего комбината на Эмайыги, реке, названной так эстонским народом неспроста. Можно понять трогательную заботу правительства о тюленях, уже сейчас страдающих от гипотетического российского газопровода. Впору поддержать и желание чиновников пустить поезда по новой колее во благо всем нам через заповедники родной страны.

При хорошо развитой фантазии можно все принять, ведь всегда найдутся мастера разговорного жанра, заговаривающие народу зубы. Однако наплевательское отношение к здоровью своего населения – это результат (верное подчеркнуть):

1) интеллектуального уныния;

2) циничного заговора;

3) гибельного мышления;

4) отсутствия государственного подхода к проблеме;

5) глупости.

Наверх