Общество защиты животных Эстонии подало в суд жалобу на Ветеринарно-продовольственный департамент за то, что его чиновники отказались наказать свиновода Эву Кыомяги, у которой из-за сбоев в электроснабжении погибли 400 свиней.
Свиновода обвиняют в гибели скота
По мнению защитников животных, вина Кыомяги заключалась в том, что, как и сотни других животноводов страны, хозяйка Jampo Seakasvatuse OÜ не обзавелась запасными генераторами, запуск которых помог бы избежать гибели сотен свиней от жары.
Eesti Energia полностью отказалась компенсировать обусловленные нарушением энергоснабжения убытки признанному специалисту по племенному свиноводству и обладательнице титула лучшего свиновода года. Теперь на нее ополчились и защитники животных.
Многое пережившая в связи с катастрофой и уже подумывавшая о том, чтобы отказаться от свиноводства, Кыомяги, как и председатель правления Союза фермеров Тартумаа Яан Сырра, не устают удивляться и возмущаться действиями защитников животных.
В то же время чиновники, которых нередко критикуют, повернулись лицом к фермеру и отказались возбуждать дело о проступке на основании требований защитников животных. Кстати, ранее предприятию Кыомяги никаких претензий не предъявлялось.
В ответ на отказ возбудить дело о проступке защитники животных обратились в суд и потребовали призвать свиновода к ответу на назначенном на 20 апреля заседании Тартуского уездного суда.
Форс-мажорная ситуация
По словам руководителя Ветеринарно-продовольственного департамента Сигне Мяэсарапуу-Сааг, в прошлом году лето выдалось исключительно жарким. «Температура поднялась необычайно высоко, из-за шторма было нарушено электроснабжение, — пояснила она. — Тогда свинарник в Тартумаа и оказался без электричества».
По оценке Ветеринарно-продовольственного департамента, случившееся в свинарнике Кыомяги стало результатом форс-мажорных обстоятельств. «Насколько нам известно, чтобы избежать несчастья, она предприняла все, что от нее зависело», — заявила Мяэсарапуу-Сааг.
В прошлый четверг Кыомяги сказала Postimees, что она не понимает защитников животных. «Я не знаю, чего они хотят, — заявила она. — Это абсурд. И так случилось большое несчастье, которое психологически подействовало на всех нас. Я потрясена». В настоящее время Кыомяги и в самом деле ведет переговоры по поводу приобретения электрогенераторов.
«Но тогда, в августе, во время сбоя в электроснабжении от генераторов могло не оказаться толку, — добавила она. — Ведь стояла ужасная жара, животные были уже взрослыми — даже очень кратковременный перебой в электроснабжении мог привести к их гибели».
Кыомяги выразила служащим департамента огромную признательность: «Они проявили человечность и поняли, в чем было дело. А теперь начинают дергаться люди, которые ничего не знают о реальной жизни! Я вообще не знаю, что это за организация (Общество защиты животных. — Ред.) такая».
По словам Сырра, насколько ему известно, среди защитников животных нет ни одного специалиста, разбирающегося в животноводстве. «Может быть, они видели котов, собак и белых мышей, — предположил он. — Им абсолютно ничего не известно о свиноводстве и разведении крупного рогатого скота».
По словам члена правления Общества защиты животных Эстонии Кайи Каземетс, общество хотело бы, чтобы против свиновода было начато производство о проступке. «Ветеринарно-продовольственный департамент утверждает, что требования содержания животных были выполнены, но мы полагаем, что они не выполнялись», — подчеркнула Каземетс.
«Сбой в электроснабжении можно предусмотреть, и речь не идет о форс-мажоре, — считает она. — На сельскохозяйственных предприятиях сбои в электроснабжении случаются». По мнению Каземетс, на таком производстве на случай сбоев должны быть предусмотрены запасные системы.
При этом она не смогла назвать число ферм в Эстонии, на которых имеются запасные электрогенераторы. «Я знаю, что у многих они имеются, но у скольких именно отсутствуют, такой информации нет», — отметила Каземетс.
Фермеры извлекли урок
Postimees поинтересовался, что Каземетс известно по поводу сельскохозяйственного животноводства и связанных с ним расходов. «Я в курсе того, что представляет из себя сельскохозяйственное производство, — заявила Каземетс. — Я не раз бывала на скотоводческих фермах и в свинарниках — я не являюсь в этом деле совсем несведущим человеком».
По словам Сырра, в результате инцидента, случившегося на ферме свиноводческого хозяйства Jampo
Seakasvatuse OÜ, по крайней мере стало известно, какой конкретно сотрудник Eesti Energia занимается такими проблемами в критической ситуации. Фермеры также получили прямые контакты соответствующих работников Eesti Energia.
Прежде проблемы фермеров, занимающихся разведением сотен или тысяч животных, рассматривались в общем порядке. «Теперь нам известно и то, где можно достать запасные генераторы в критической ситуации», — отметил Сырра.
Последствия нарушения электроснабжения
• На ферме предприятия Jampo Seakasvatuse OÜ, расположенной в Тартумаа в деревне Веду, в результате разразившегося
9 августа прошлого года шторма погибло около 400 свиней, поскольку из-за перебоя в электроснабжении отключилась система вентиляции.
• Гибель животных нанесла владельцу свиноводческого хозяйства ущерб в размере около миллиона крон.
• Свиней было невозможно даже полить водой, поскольку из-за отсутствия электричества насосы не работали. У предприятия на объекте отсутствовал ночной надзор, поскольку прежде подобных экстремальных ситуаций не возникало.
• По мнению руководителя Союза фермеров Тартумаа Яана Сырра, положение могла бы спасти более оперативная реакция концерна Eesti Energia — фермеры не знали, кто является их энергоуправляющим, и потому не смогли быстро получить информацию о том, когда будет ликвидирован сбой в электроснабжении.
• По сообщению Eesti Energia, в договорах с клиентами зафиксирована собственная ответственность и хуторянин сам обязан проявлять бдительность в случае неожиданных природных катаклизмов. Всего в тот раз Спасательный департамент получил в Тартумаа 160 связанных со штормом вызовов.
Источник: ERR