Cообщи

Михаил Кылварт: то, что Центристскую партию штормит, – нормально

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт.
Вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт. Фото: Teet Malsroos

В Центристской партии идет перестройка, говорит вице-мэр Таллинна в интервью порталу Rus.Postimees, и пока что партия переживает ее с минимальными потерями.

– Среди русских избирателей есть люди, воспринимающие всю историю с отдельным списком как нечто негативное. Плюс – стало ясно, что среди центристов нет единства в отношении проблем именно русских жителей страны. Как по-вашему, насколько серьезно пострадал в итоге имидж партии среди русских?

– Любые предпосылки к расколу позитивного имиджа политической организации не добавляют. Но в конечном итоге важно, способна ли партия преодолевать внутренние кризисы. Да, я тоже считаю, что все внутрипартийные конфликты выносить на общее обсуждение не нужно. Но если уж это произошло, общественность имеет право знать, к чему в итоге партия пришла.

Мы не можем сказать пока, что кризис полностью преодолен – но сделан важный шаг в эту сторону. И мы понимаем: как бы ни складывались отношения между политиками в партии, какие бы приоритеты в конкретный период партией ни устанавливались, защищать интересы избирателей может только сильная и большая политическая организация. Реально что-то сделать можно, если у тебя за спиной – партия, у которой есть вес, влияние и, в конечном счете, власть.

– Среди прочего во время переговоров обсуждалась упрощенная процедура предоставления гражданства серопаспортникам. Центристы вроде как за, но в нынешней коалиции реализовать этот пункт не могут. Политологи говорят, что партия не в состоянии выполнить свои обещания...

– По серьезным темам добиваться успеха можно только последовательными действиями. Если говорить о вопросе гражданства, я считаю, что мы должны шаг за шагом культивировать в обществе более глубокое понимание проблемы. Противопоставлять эстонцев и русских в корне неправильно, вопрос гражданства стоит выше этнических интересов. Среди задач партии – вести просветительскую работу по этому вопросу.

Уже в нынешнем коалиционном договоре есть пункт об упрощенной процедуре. На следующие выборы нам нужно выходить с продвинутой позицией по данному вопросу – и садиться за стол коалиционных переговоров, имея на руках конкретные политические обещания. Особенность коалиционных переговоров прошлого года была в том, что они случились не после выборов, так что обещаний, которые стали бы гарантией позиций партий, не было.

Моя принципиальная позиция такова: партия должна довести вопрос с гражданством до логического завершения, чтобы все люди, имеющие здесь корни, могли получить гражданство. Это не значит, что паспорта будут рассылать по почте, и всегда есть ограничения – уголовное преследование, например, – но глобально центристы должны этот вопрос решить.

– Насколько руководство партии готово реализовать достигнутые на внутренних переговорах договоренности?

– Главное, чего мы достигли на переговорах, – это понимание: у Центристской партии есть главная линия, которой все придерживаются. Это важно и для членов партии, и для избирателей. Если политик считает, что кто-то может от линии отступить, его задача – сделать всё, чтобы этого не случилось.

Если говорить о конкретных договоренностях: решения, касающиеся партийной жизни, вынесены на правление, на ближайших заседаниях мы будем принимать решения по этическому кодексу и расширении круга делегатов общего собрания. Другая часть договоренностей касалась Таллинна. У нас в таллиннской программе 183 пункта, все конкретные, за каждым есть цифры. В настоящий момент мы ведем расчеты по пунктам, о которых стороны договорились на прошлой неделе, чтобы и эти решения были реализуемы.

– Что партия готова сказать и пообещать русскому избирателю, который, возможно, смотрит на центристов с некоторым сомнением?

– То, что партию штормит, – это нормально. Партия полгода назад сменила руководителя, причем руководителя, который на протяжении многих лет был не просто управленцем, но и лицом партии, ее стержнем, ее идеологом. Конечно, всё это сформировало определенную внутрипартийную культуру и систему отношений, и имидж партии тоже. Кто бы ни победил на прошедшем съезде партии, перемены всё равно начались бы. Структура партии меняется, как и отношения внутри партии. Мне кажется, что мы пока переживаем эту перестройку с минимальными потерями. В итоге партия станет еще сильнее.

– У русского избирателя может создаться впечатление, что центристы не готовы стоять за его интересы так же, как раньше. Что вы скажете такому избирателю?

– В партии по-прежнему есть политики, для которых русская культура, русское образование и некоторые политические права русского населения по-прежнему приоритетны. Таких политиков достаточно, и у них есть вес – что продемонстрировал в том числе и миновавший кризис. Нужно понимать: если мы хотим что-то менять, стремление к переменам должно быть одинаково внутри партии у русских и у эстонцев. Вообще, реально что-то сделать для русских можно только с эстонцами – сначала внутри партии, а потом во всем эстонском обществе. Такой ресурс сегодня есть только в Центристской партии.

– Превращения Центристской партии в новый IRL, которого опасается та же Оудекки Лооне, бояться не стоит?

– Если из партии уйдут Оудекки Лооне, Ольга Иванова, Яна Тоом, Михаил Кылварт, Вадим Белобровцев, Михаил Корб и многие другие – такая вероятность есть. Однако я вижу в нашей партии достаточно единомышленников, причем как среди русских, так и среди эстонцев. Вот на это я и уповаю, и делаю ставку.

– Как вы считаете, Оудекки Лооне и Ольга Иванова могут уйти?

– В такой ситуации прогнозировать что-либо было бы с моей стороны некорректно. Я надеюсь, что они не уйдут. И готов лично приложить к этому максимум усилий. Дело не в личных симпатиях или антипатиях, дело в принципе. Если Оудекки и Ольга уйдут, партия точно станет слабее, кто бы что ни говорил.

– Всех заботит, что будет с Эдгаром Сависааром...

– Тут с прогнозами еще сложнее: Сависаар – личность такого масштаба, что только он может определить свою позицию и сказать что-то о своих планах. Политический фон, скажу так, мог бы быть в отношении Сависаара более человечным.

– Ряд СМИ пишут о том, что больше всего от переговоров выиграли вы. Вы согласны?

– Если кто-то и выиграл тут, то это Центристская партия и наши избиратели. Да, склоки положительной реакции обычно не вызывают – но, я уверен, не один человек вздохнул с облегчением, когда мы все-таки договорились. Многие люди приложили максимум усилий, чтобы добиться такого результата, – но здесь нет окончательных результатов, это процесс, и усилий потребуется еще больше.

Наверх