После пятничной пресс-конференции центристов интрига остается, но без Яны Тоом сюжет не выглядит ни интересным, ни перспективным. Поэтому, пишет общественный деятель Максим Волков, в итоге стороны между собой, скорее всего, договорятся.
Максим Волков: логичный конец сказки «Три сводные сестры» (3)
Представление «Три сводные сестры» в эстонском политическом театре закончено. Развязка сюжета оказалась логичной и ожидаемой. Самое время разобраться в побудительных мотивах главных героев и понять, ждать ли нам продолжения в виде спектакля «Две сестры», новых словесных баталий в соцсетях или чего-то иного.
На стене висит ружье
Если для кого-то фраза Яны Тоом «я остаюсь» и последовавшие после дебаты теперь уже бывших «родственниц» на просторах Facebook и стали неожиданностью, то, признаюсь, не для меня. Ведь если вдуматься, «три сестры» сестрами как таковыми не были, а если и были, то сводными. Иванова, Тоом и Лооне оказались в одной компании по стечению обстоятельств, и каждая из них – как политик – отличается от двух других более чем полностью.
Лооне – идейный борец, искренне верящий в то, что говорит, она готова к свершениям во имя некой цели. Прагматизма и холодного расчета в ней немного.
Иванова, по ее собственному же определению, типичный политический бройлер, что само по себе не хорошо и не плохо, а лишь говорит о природе происхождения политика и помогает разобраться в побудительных мотивах его действий.
В этом с Ивановой сильно контрастирует Яна Тоом, которая как политик сделала себя сама и является сильной политической фигурой вне зависимости от партийного фона.
Как видим, родственного в сестрах не было ровным счетом ничего и, в какой-то момент их несходство должно было выйти наружу. Почему это случилось именно в последний день? Ответ на этот вопрос знает только сама Яна Тоом, хотя лично я не верю в «переосмысление в последнюю ночь». Уж кто-кто, а рациональная Тоом не относится к числу, вернемся к театральной лексике, «мятущихся персонажей».
Скорее важно понять, почему вообще возник внутрипартийный конфликт, тогда и пятничный кульбит станет понятным и логичным.
Ведь если сравнить положение Яны Тоом в партии до съезда центристов в Пайде и после, можно увидеть, как из зампреда, второго, а подчас и первого человека в партии она превратилась в простого члена правления, с которым не так чтобы очень считались. Более, того, когда из лагеря EKRE прилетело предложение лишить Яну Тоом гражданства и выслать из страны, за нее никто из руководства публично не вступился.
В то же время от Тоом ждали солидного урожая голосов 15 октября в Пыхья-Таллинне. Полагаю, здесь достаточно оснований для того, чтобы быть, мягко говоря, недовольной – а ничто так не объединяет, как общий повод для недовольства.
Так и появились «сестры по недовольству».
Но одно дело – недовольство и желание участвовать в жизни партии, а другое – стремление саму партию разрушить или нанести ей серьезный удар. Причем неважно, в каких целях – для отстаивания идеи или для решения карьерных вопросов. Когда вопрос встал ребром, висевшее на стене ружье – «различия между сестрами» – выстрелило.
Одно дело – говорить об интересах русскоязычных избирателей, находясь внутри большой партии, и совсем другое – будучи за ее пределами. Если смотреть дальше 15 октября, судьба списка и предсказуема, и печальна. Рациональный политик должен это понимать, тем более, что и в ходе переговоров удалось главное – заставить считаться с собой, а значит, получить возможность что-то сделать для своих избирателей.
На что еще можно обратить внимание, так это на радикальную перемену подхода к решению конфликтов у центристов. В прежние времена за подобный пассаж уже назавтра смутьян рисковал оказаться без партбилета, без должности и вне фракции. И уж ни о каких переговорах и речи бы не шло. В этом смысле интересно посмотреть, как будет развиваться партия, которая десятилетиями управлялась по иным канонам, тем более, что для кого-то возможна и тоска «по сильной руке».
Неинтересный сиквел
Судя по поступающим сообщениям, в ходе переговоров удалось достичь определенных конкретных договоренностей, из которых пока самой интересной для общественности стала идея предложить Эдгару Сависаару занять первое место в общегородском списке. Компромисс достаточно интересный и в определенной мере фиксирующий центристский статус-кво: почетное место ее основателю по-прежнему гарантировано. Осталось посмотреть на общественную реакцию, чтобы увидеть кого будет больше: сторонников Сависаара, успокоенных уважением, ему оказанным, или оппонентов центристов, возбудившихся из-за «продолжающейся кремлевской линии нового руководства ЦП».
Кстати, об общественной реакции. Весьма забавно было видеть многочисленные гневные истерики, дескать, Тоом продалась, ее купили за неизвестные блага... Даже интересно, что именно могли предложить евродепутату в качестве предмета для торга. С точки зрения карьерных перспектив, не говоря уже о зарплатах, для эстонского политика лучшего места, чем Европарламент, просто нет. Хорошим подтверждением этому служат распечатки Wikileaks, согласно которым Ильвеса долго уговаривали пойти в президенты, отказаться от евромандата и согласиться на существенно более низкую зарплату.
Так что вряд ли Тоом мечтала о каком-либо посте в стране, а место в списке на будущих евровыборах особой роли не играет. Живой пример тому – сама же Тоом, на прошлом предвыборном вираже обошедшая всех аж с двенадцатого, последнего, места.
По законам жанра в конце пьесы оставлено место для сиквела под названием «Две сестры» или даже «Последняя сестра». Интерес к этому действию будет во много раз слабее: подбор действующих лиц уже не тот, да и время будет более насыщенным событиями. Конечно, есть интрига, уже озвученная Ивановой: сколько голосов останется у коалиции на Тоомпеа и сколько может получить гипотетический список без Яны, но с Эдгаром.
Однако без главного «драйвера», которым была Тоом, сюжет не выглядит ни интересным, ни перспективным. Поэтому, как мне кажется, в итоге стороны все-таки договорятся, тем более что это явно в интересах всех участников.
Остается вопрос – можно ли было всей этой постановки центристам избежать и идти на выборы без лишних приключений. Полагаю, что нет. Нечто подобное должно было случиться: процесс кардинальных перемен в складывавшейся десятилетиями большой структуре никогда не бывает безболезненным. Более того, скорее всего это не последнее конфликтное эхо Пайде.
Будет интересно посмотреть, как новое руководство центристов с такими проблемами будет справляться или что сделает, чтобы их не допустить. Ведь в конечном итоге постановка «Три сводные сестры» мало кому из участников действа доставила удовольствие. Чего не сказать о почтенной публике, для которой «сезон соленых огурцов» неожиданно стал временем, когда стоит запастись попкорном.