:format(webp)/nginx/o/2016/04/25/5303821t1hcddd.jpg)
Что ждет Эстонию в связи с введением «сладкого налога» – и насколько сладким он окажется? На эти вопросы ищет ответ журналист София Дельвер.
Сахар, как и соль, называют белой смертью, и неспроста: он легко может стать причиной диабета и других опасных заболеваний. Министерство социальных дел осенью прошлого года представило исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которому в нашем государстве можно было бы сократить потребление напитков с добавлением сахара. Для этого правительство решило обложить напитки, в составе которых есть «белая смерть», налогом.
Подслащай, но не пересласти
Сначала обложить налогом планировали только соки и подслащенные напитки, в число которых входят также лимонады, соковые напитки, энергетики и подслащенная вода. Теперь в число продуктов, цена которых после введения налога неизбежно вырастет, вошли йогурты и молочные продукты с добавлением сахара и подсластителей. Подслащенные слабоалкогольные напитки подорожают уже в ближайший месяц.
22 июня на заседании парламента президент Керсти Кальюлайд объявила о том, что утверждает 27 законов, однако закона о налогообложении подслащенных напитков среди них не было. Глава государства заявила, что налог на подслащенные напитки вызвал большой резонанс, и несколько заинтересованных групп, в том числе и предприниматели, обратились ко мне с просьбой не провозглашать этот закон.
Позднее выяснилось, что по крайней мере одна претензия президента связана с исключением из списка облагаемых налогом компаний авиафирм и фирм, занимающихся морскими перевозками.
Важная часть концепции закона – то, что большая часть напитков не подлежит налогообложению: под налог попадут лишь напитки, содержание сахара в которых превышает пять процентов. Производители продукции, в которой сахара больше, могут снизить его содержание, чтобы избавиться от уплаты налога.
Министр здравоохранения и труда Евгений Осиновский одобрил также предложение вводить ставки налога постепенно, чтобы у производителей появился переходный период.
Загвоздка в Еврокомиссии
Министерство финансов уверяет, что политики не хотят облагать новым налогом свежие соки и йогурты, однако вынуждены это сделать из-за общих требований ЕС.
В июне из партии IRL вышла председатель Союза пищевой промышленности Сирье Потисепп. Она обосновала решение тем, что входящая в коалицию IRL одобрила введение налога на подслащенные напитки.
«Согласно законам ЕС мы не можем ввести налог только на одну группу напитков, потому что это недопустимая государственная помощь, – сказала Потисепп в интервью ERR. – Если мы не хотим вводить сахарный налог на молочные продукты, нам нужно получить разрешение из Брюсселя. Решения Еврокомиссии придется ждать долго, к началу 2018 года, когда планируется ввести налог, мы его явно не получим. По подсчетам пищевиков, акциз увеличит стоимость питьевых йогуртов и соков на 40 процентов».
Чтобы вывести из-под налогообложения натуральные соки и молочные напитки, в которых естественный сахар зачастую превышает допустимую законом отметку в пять процентов, правительство собирается ходатайствовать об особом положении для этих продуктов перед Еврокомиссией. Пока Европа не даст нам зеленый свет, налог придется платить.
Осиновский говорит, что государство все-таки заботится о защите производителей. Однако в случае негативного решения Еврокомиссии производители должны будут компенсировать неоплаченный налог задним числом за весь период действия закона. Если это случится, производители молочных продуктов, особенно мелкие, попадут в крайне неприятную ситуацию.
Не единичный случай
Аналогичное повышение акциза на алкоголь встретило в этом году сопротивление канцлера юстиции, однако дело ничем не кончилось. Еще в июне 2015 года парламент принял план, по которому акциз должен был повышаться постепенно; документ 2014 года предусматривает повышение этого акциза в среднем на пять процентов в год. Тогда тон в правительстве задавала Партия реформ.
Осенью 2016 года новая коалиция решила акциз поднять. В 2017 году по инициативе канцлера юстиции Юлле Мадизе вопрос о повышении акцизов рассмотрел суд. Канцлер заявила, что ускоренный рост акцизов наносит удар по свободе предпринимательства. Мадизе обратила внимание на то, что слишком быстрое повышение акциза нарушает свободу предпринимательства и принцип оправданного ожидания. По ее словам, запланированное новой коалицией 88-процентное повышение акциза на слабоалкогольные напитки абсолютно неожиданно для бизнеса. «От своих обязательств государство может отказываться только в исключительных случаях, например, если наступает жесткий экономический кризис. При повышении роста акцизов такой чрезвычайной ситуации не было», – прокомментировала Мадизе.
Несмотря на это, Госсуд просьбу пересмотреть дело не удовлетворил, посчитав, что оправданных ожиданий от решения 2015 года у бизнеса возникнуть не могло. Никто не может лишать парламента права менять законы. Из постановления Госсуда следует, что если бы у Рийгикогу не было права менять ранее запланированные налоговые ставки, это поставило бы под угрозу основы демократии.
В одном Госсуд с Мадизе согласился: ускоренный рост акцизов нанесет удар по свободе предпринимательства, так как данное решение повысит цены, а также может снизить спрос на продукты и прибыль предприятий. При этом Госсуд заключил, что обязанностью государства является защита здоровья людей, а поскольку алкоголь наносит ему огромный вред, ограничения на его производство, продажу и потребление – жизненная необходимость.
Изменения в цифрах
Закон об акцизе на подслащенные напитки вступит в силу 1 января 2018 года. Согласно прогнозам коалиции, новый акциз принесет в казну дополнительно 17 миллионов евро в этом году и 56 миллионов евро – в следующем.
По мнению предпринимателей, занятых в сфере производства, новый налог приведет к массовому росту цен на молочные продукты.
Власти говорят, что цель закона – сократить число детей, страдающих от лишнего веса. По словам вице-председателя фракции соцдемов Хельо Пикхоф, этот конкретный шаг направлен на улучшение здоровья жителей Эстонии, особенного юных: «Вопросом лишнего веса у детей и молодежи и соответствующими заболеваниями давно занимается Департамент здравоохранения, но сама проблема никуда не исчезла. Большое число школьников по-прежнему страдает от лишнего веса или ожирения. Нам нужны более эффективные решения, в том числе и изменения в налоговой политике».
По словам Пикхоф, бороться с чрезмерным потреблением сахара нужно комплексно, иначе ощутимого результата не добиться: «Одним лишь налогообложением ситуацию не исправишь, но акциз все равно внесет вклад в решение проблемы. Вкусовые предпочтения можно изменить, если производители постепенно перейдут на более полезную рецептуру, сокращая количество сахара в напитках. То, что половина детей регулярно пьет сладкие напитки, – проблема. Часто мы не отдаем себе отчета в том, что в поллитровой бутылочке лимонада или энергетика содержится 50-57 граммов сахара». Пикхоф добавила, что закон поможет сократить и нагрузку на Больничную кассу.
ВОЗ предлагает обязать производителей конкретизировать на этикетках информацию о влиянии сахаросодержащего продукта на здоровье, ограничить рекламу подслащенных напитков и торговлю ими в детских учреждениях, создать эффективную систему консультирования о здоровом питании, а также субсидировать овощи и фрукты путем снижения ставки НСО.
Все эти меры, без применения которых эффект от введения «налога на сахар» будет, скорее всего, незначительным, пока лишь анализируются Министерством социальных дел и могут быть применены в лучшем случае через несколько лет.
К сведению
Согласно обнародованному в июне текущего года требованию Еврокомиссии, уже с 2018 года каждый литр сахаросодержащего напитка в ЕС будет облагаться налогом в 0,30 евро. Это касается и молочных продуктов, и соков.
На сегодняшний день требование Евросоюза предусматривает, что все товары, содержащие пять процентов сахара, попадут под новый налог.
Директива ЕС о «сахарном налоге» вступит в силу с начала 2018 года. Исходя из ожиданий Европарламента, новый сбор приведет к дополнительному пополнению европейской казны на 15 млн евро в 2018 году, 16 млн евро в 2019 году и 17 млн евро в 2020.