Русский пытается доказать в суде, что он эстонец (26)

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эстонец по родне Георгий Симул в последние года тут частый гость.
Эстонец по родне Георгий Симул в последние года тут частый гость. Фото: Liis Treimann

Родившийся в Петербурге и до сих пор живущий там гражданин России Георгий Симул (54) еще несколько лет назад не имел с Эстонией практически никаких связей. Но жизнь внесла свои коррективы, и теперь Симул считает себя гражданином Эстонии по рождению и требует в суде, чтобы это признала и республика.

Живущий в достатке петербургский бизнесмен, занимающийся недвижимостью, каждый месяц приезжает в Эстонию отдохнуть. В последний раз был на Õllesummer, но по финской визе, которую проще получить. Эстонский язык Георгий Симул не знает, но кроме русского, говорит на английском и французском языках.

И о культуре Эстонии у него особых знаний нет, но, несмотря на это, он готов отказаться от гражданства России и переехать вместе с женой и четырьмя дочерьми, младшей из которых пять, а старшей – 21 год, в Эстонию. «Важно быть гражданином свободного мира, особенно, учитывая будущее моих дочерей, - объяснил Симул, который надеется, что младшая дочь пойдет в первый класс в Таллинне. – Мы купили дом в Пирита». Симул обещает выучить эстонский язык и демонстрирует нынешние достижения: «Tere hommikust, tere õhtust».

Частные поездки Георгия в Эстонию начались почти два года назад. Именно тогда, по словам Симула, ему посоветовали в одном турагентстве изучить свое происхождение, в результате чего он вступил в судебные споры с Эстонией, которые продолжаются до сих пор. Для этого дела он нанял одного из лучших адвокатов - Олави-Юри Луйка.

«Я пошел просить визу и в турфирме мне сказали, мол, у тебя интересная фамилия, откуда ты родом? – вспоминает Симул. – Когда я ответил, что мои предки из Эстонии, мне посоветовали проверить, вдруг они оптанты. Оптанты? Что это значит?»

Оптантами называют эстонцев, уехавших до объявления независимости, которым на основании Тартуского мирного договора дали возможность выбрать между эстонским и российским гражданствами. Право выбора получили и переехавшие из вырумааского Сымермалу в Псковскую область Яан и Каролина Симмуль, которые вместе с семилетним сыном Аугустом в 1921 году стали гражданами Эстонии. Это доказывают находящиеся на хранении в нашем Госархиве документы, которые разыскал Георгий Симул. На их основании он считает себя гражданином Эстонии по рождению, поскольку Август – его дедушка.

Кто объяснит Тартуский мир?

«Моя прабабка Каролина очень плохо говорила по-русски, и я ее совсем не понимал, когда ребенком ездил к ней летом в гости, - вспоминает Симул и рассказывает историю, как его после того, как нашлись архивные документы поздравляли в эстонском консульстве в Петербурге. – Сказали: поздравляем, у вас теперь есть право получить гражданство».

Но поздравления были преждевременными. Вместе с ходатайством о получении эстонского паспорта, российский предприниматель подал в Департамент полиции и погранохраны в апреле прошлого года и документы 1921 года, где черным по белому написано, что его дедушка Аугуст «принят в гражданство».

Но департамент ходатайство не удовлетворил. Все до сих пор ломают головы над тем, что все же имелось в виду в тексте Тартуского мирного договора и у кого есть право на получение гражданства Эстонии. Конечно, есть много старых документов и записей, но их можно трактовать произвольно. Это принесло с собой правовую неразбериху, при которой Эстония один раз принимает такое решение, а в другой раз – другое. Кому-то гражданство по таким документам дают, кому-то – нет.

Оставшиеся ни с чем обращаются в суд, в котором кроме Симула сейчас спорят пять потомков эстонцев. В последние годы Департамент полиции и погранохраны выбрал такую позицию, что потомкам зарубежных эстонцев, не вернувшихся на родину, гражданство не дают. И поскольку Яан, Каролина и Аугуст умерли в России, то они не являются нашими гражданами: они не выполнили условие Тартуского мирного договора и не вернулись в Эстонию, считает департамент.

Альберт получил, Георгий – нет

«Это – дискриминация! Чем я отличаются от Альберта, которому дали гражданство», - ссылается Георгий на судебное решение от 2002 года, на основании которого гражданство Эстонии получил его родственник Альберт. Его мать тоже была оптанткой, которая так и не вернулась в Эстонию. «В мирном договоре не сказано, что если не возвращается в страну в течение года, то лишается гражданства», - отметил суд тогда и добавил, что это подтверждает и деятельность Эстонии по отношению к выбирающим гражданство: «принят в гражданство Эстонии» -  и тут же выдают ему свидетельство.

Этим решением был открыт ящик Пандоры, считает Симул.

В отношении его спора в конце мая этого года Таллиннский окружной суд пришел к диаметрально противоположному выводу и согласился с Департаментом полиции и погранохраны: «Оптанты российского гражданства должны со дня оптации в течение года покинуть территорию Эстонии (…) И также живущие на территории России эстонцы могут в тот же срок оптировать на тех же условиях гражданство Эстонии», - процитировал суд VI статью Тартуского мирного договора.

Прадед Яан Симмул (1884–1958) / Частный архив
Прадед Яан Симмул (1884–1958) / Частный архив Фото: Erakogu

В то же время там ничего не написано о том, что будет с теми, кто в течение года не вернется на родину или ему не дали возможности уехать. Утратили ли действие уже выданные свидетельства о гражданстве?

В майском решении суд пришел к выводу, что хотя в архивных документах Симмулей записано «приняты в гражданство», реализовать свое право человек мог только вернувшись в Эстонию. Выезд из России был условием.

Это, по оценке суда, подтверждают многие архивные документы. Например «Руководство по вступлению в гражданство Эстонии», где расписаны точные условия для оптантов.

Тут административный суд принял во внимание и деятельность России: если зарубежный эстонец получил гражданство Эстонии, ему выдали удостоверение личности иностранца, которое дало право еще на один год оставаться в России. По истечении года свидетельства утратили свою силу, и люди стали гражданами советской России с видом на жительство, считает суд.

В то же время суд согласился с Георгием Симулом, что суверенность государства с обозначением своего круга граждан означает, что гражданство дается и отбирается конкретным решением и актом, а не так, что статус человека остается в подвешенном состоянии. Закон о гражданстве был принят в конце 1922 года, и им установлены основания определения круга граждан.

Дойдет до Государственного суда

Также суд был вынужден отметить, что в целом из истории известно, что на самом деле Россия препятствовала отъезду оптантов в Эстонию. Но ничего неизвестно о том, препятствовали ли Симмулям.

Дед Аугуст Симмул (1913 - 1942) / Частный архив
Дед Аугуст Симмул (1913 - 1942) / Частный архив Фото: Erakogu

Таллиннский административный суд пришел к выводу, что семья Симмулей не могла в 20-х годах в России надеяться на то, что их гражданство Эстонии сохранится. Они должны были это понимать, поэтому, стало быть, сами выбрали Россию.

Представитель Симула, присяжный адвокат бюро Lextal Олави-Юри Луйк яростно оспаривает это решение и уже подал апелляционную жалобу. По словам Луйка, позиция суда и Департамента полиции и погранохраны расходится с реальной жизнью, поскольку известны случаи, когда граждане Эстонии возвращались в Эстонию только в 1939 году, и страна признавала их гражданство. Препятствовавшая отъезду в Эстонию Россия могла собирать у людей свидетельства и вместо них выдавать виды на жительство в советской России, но самодеятельность России не может менять законы Эстонии, говорит адвокат.

Он считает, что суд значительно нарушил нормы производства, поскольку при вынесении решения учитывались некие исторические материалы, а не административные акты, имеющие силу законов. Луйк считает, что выданное свидетельство о гражданстве – это именно административный акт, срок действия которого не ограничен.

Поскольку в мирном договоре не говорится о лишении гражданства, нужно, по словам Луйка, рассматривать, было ли у Яана Симмуля отобрано гражданство или он его утратил позже, на основании вступившего в силу Закона о гражданстве. Административного акта о лишении гражданства нет. Кроме того, Луйк считает, что суд и Департамент полиции и погранохраны нарушают принципы равного обращения, поскольку прежде на основании таких же документов людей признавали гражданами по рождению.

Спор может дойти до Государственного суда. По оценке историка и члена парламента Ааду Муста (Центристская партия), право на гражданство по рождению могут иметь до 170 000 потомков эстонцев, уехавших в Россию, поэтому осторожное отношение страны понятно. В числе прочих, такое же право на гражданство может быть и у живущей в Абхазии учительницы эстонского языка Илмы Кренстрем, о которой Postimees писал несколько раз. Кроме того, в абхазских деревнях решения вопроса ждут еще около сотни говорящих по- эстонски людей.

***

Почему Сим(м)улы(и) перестали

быть эстонцами?

Отец Геннадий Симул (1938–2011) /Частный архим
Отец Геннадий Симул (1938–2011) /Частный архим Фото: Erakogu

Если то, что Илма Кренстрем является эстонкой трудно оспорить, то почему у российского предпринимателя, который, по сути, за сутки решил, что он эстонец, такие смутные знания о своей родине? По крайней мере частично это можно объяснить судьбой его переехавших в Россию предков.

Носительницей эстонскости может быть только похороненная в Тверской области прабабушка Георгия Симула Каролина, которая дожила до 83 лет и умерла в 1975 году, когда Георгию было 12 лет. Прадед Яан умер в 1958 году, когда Георгий еще не родился.

Сын Каролины и Яана Аугуст женился на русской и переехал в Ленинград и умер во время блокады в возрасте 28 лет. Отец Георгия Геннадий рос с матерью уже как русский, в отдалении от эстонских родственников.

Комментарии (26)
Copy

Ключевые слова

Наверх